МВД каждый год планирует закупать чипы для нового вида водительских удостоверений из расчета 18 миллионов в год. Поставщика в министерстве пока не называют, но известно, что поставка будет проходить по «Плану гарантированных закупок российской гражданской микроэлектронной продукции». В рамках этой программы отечественными чипами занимается завод «Микрон» (ПАО «Микрон»). Сейчас компания зарабатывает на производстве проездных билетов для Москвы и делает чипы для карты «Мир». Терпящее убытки акционерное общество, входящее в АФК «Система» Владимира Евтушенкова, в начале 2010-х могло заработать миллиарды на задуманной Дмитрием Медведевым универсальной электронной карте (УЭК).
Министерство внутренних дел разместило на едином портале нормативно-правовых актов проект приказа «О водительском удостоверении и свидетельстве о регистрации транспортного средства с электронными носителями информации». Новые права изменятся визуально, на них вернется французский перевод названия документа Permis de Conduire и добавится английский Driving License. Но главное, в них появится микрочип, на который будет записана информация о водителе.
Одним из главных бенефициаров нововведения должно стать предприятие, которое получит заказ на поставку чипов. В 2018 году МВД потребуется всего 10 тысяч таких устройств, но с 2019-го по 2024 год министерство планирует ежегодно приобретать 18 миллионов штук.
В 2019-м МВД собирается выделить на удостоверения нового образца 4,9 миллиарда рублей, а к 2024-му эта сумма вырастет до 6,13 миллиарда.
Для завода «Микрон» (ПАО «Микрон»), который имеет все шансы стать подрядчиком по этому заказу, контракт станет настоящим подарком. В 2017 году, согласно «СПАРК-Интерфакс», выручка предприятия составила 6,69 миллиарда рублей (всего в 1,37 раза больше стоимости контракта МВД по чипами в 2019-м), а убыток по итогам года — 1,6 миллиарда рублей. За первые два квартала 2018-го, согласно СПАРК, компания потеряла еще более миллиарда.
В самой компании называют немного другие цифры, но с уточнением, что речь идет не об одном ПАО «Микрон», а о группе компаний «Микрон» (в нее входит еще несколько юридических лиц, включая представительства и завод в Китае и Тайване):
«Выручка ГК «Микрон» за 2017 год составила 9,7 миллиарда рублей, что на 13% превышает показатель прошлого года и на 10% — темп роста рынка. Рост валовой прибыли составил 11%, при положительной динамике чистого убытка — 88% по сравнению с 2016 годом».
В январе 2018 года ПАО «Микрон» заключило два контракта на поставки бланков бумажных бесконтактных билетов на базе чипов семейства Mifare Ultralight. Это знакомые всем москвичам билеты «Единый», «90 минут», «ТАТ — троллейбус, автобус, трамвай».
За 205 миллионов бумажных билетов для Московского метрополитена и более 188 миллионов для ГУП «Мосгортранс» столичные власти согласились заплатить «Микрон» 2,5 миллиарда рублей. Это крупнейший госзаказ предприятия в 2008 году.
Аналогичные контракты завод получал в 2016 году — на 3,2 миллиарда рублей и в 2015 году — на 1,5 миллиарда (стоимость одного билета — 6 рублей 41 копейка).
В 2017 году, когда Москва не закупала бумажные билеты, АО «НИИ молекулярной электроники» (НИИМЭ), входящее в Группу компаний «Микрон», выиграло подряды Минпромторга на разработку микросхем на общую сумму два миллиарда рублей. В 2016 году — 1,6 миллиарда.
Само ПАО «Микрон» получало заказы на исследования и разработку от Минпромторга в 2014-м и 2015 году — более чем на 1,4 миллиарда рублей.
С метрополитеном теплые отношения у ГК «Микрон» начали складываться еще более 10 лет назад, когда в 2006 году компания «Ситроникс» (входит в группу) стала единственным поставщиком билетов. Сын бывшего начальника Московского метрополитена Дмитрия Гаева — Владимир — в это время (с 2006-го по 2011 год) занимал должность генерального директора компании «Ситроникс смарт технологии».
В истории ГК «Микрон» было несколько проектов, которые могли оказаться не менее масштабными и финансово привлекательными, чем выпуск билетов для столичного транспорта и чипов для водительских удостоверений.
В 2016 году журналистам «Ведомостей» стало известно, что правительство РФ собирается субсидировать выпуск чипов для платежных карт «Мир». На эти цели планировалось потратить три миллиарда рублей (для выпуска 60 миллионов карт в течение трех лет). В качестве получателей субсидий назывались отечественные производители чипов — «Микрон» и «Ангстрем» (входит в «Ростех»).
Однако в 2017 году проект был скорректирован. Правительство резко сократило количество закупаемых карт до пяти миллионов. Соответственно, сократились и субсидии — до 250 миллионов рублей. В конце 2017 года стало известно о контракте между «Микроном» и Почта Банком — два миллиона карт «Мир», которые банк планировал выпустить в 2018 году, должны были получить отечественные чипы. В мае 2018-го ВТБ завершил сертификацию национальных карт на «Микрон», однако о размерах эмиссии не сообщалось.
Еще до появления карты «Мир» в России родился и умер не менее значимый проект, связанный с отечественным «пластиком», — универсальная электронная карта (УЭК), которая должна была объединить в себе СНИЛС, полис медицинского страхования, электронный кошелек, банковскую карту и даже проездной. Эта инициатива появилась в 2009 году, когда должность главы государства занимал Дмитрий Медведев.
Затраты на проект оценивались в 103 миллиарда рублей (по другим расчетам — до 170 миллиардов), а в состав акционеров ОАО «УЭК» вместе со Сбербанком, «Уралсибом» и банком «АК БАРС» входила компания «Ситроникс».
Разработкой микропроцессоров для УЭК занимались «Микрон» и НИИМЭ. В 2013 году карта прошла сертификацию, но к тому времени проект получил первую пробоину — правительство отменило решение об обязательном поголовном выпуске УЭК. По данным «Росбалта», отечественный продукт оказался дорогим: себестоимость выпуска Visa и Mastercard была в районе одного доллара США, тогда как УЭК — 300 рублей.
Окончательно проект УЭК был закрыт в декабре 2016 года, когда Госдума приняла закон об отмене универсальной электронной карты.