Рабочие группы при Минтрансе закончили подготовку предложений по поправкам в авиационное законодательство России. Документы касаются авиации общего назначения (некоммерческая авиация), подготовки пилотов-любителей, сертификации самолетов легкой и сверхлегкой авиации. Проект был направлен в министерство, 28 августа в ведомстве должно начаться их обсуждение, рассказал «Шторму» лидер «Профсоюза авиации общего назначения» (вместе с другими рабочими группами при Минтрансе занимался поправками) Вадим Цыганаш.
Однако Минтранс не стал дожидаться обсуждения и решил сами «оседлать» тему проблем малой авиации России. Министерство опубликовало проект приказа об изменениях в АОН. Изменения касаются правил полетов с десантированием парашютистов. Для этого в Минтрансе разработали отдельный пункт в федеральных авиационных правилах — «Обзорный полет».
В министерстве уверяют, что реализация проекта позволит легализовать и развивать коммерческую деятельность на сверхлегких и легких воздушных судах. По мнению ведомства, проект должен урегулировать фактически сложившиеся правоотношения.
В «Профсоюзе АОН» называют инициативы Минтранса «нормативным плацебо» и «пустышкой». Там утверждают, что проект приказа появился в тот самый момент, когда представители экспертного сообщества, занимавшиеся разработкой соответствующих поправок, ушли в отпуск.
«Идеи, указанные в проекте Минтранса, ранее были признаны экспертным сообществом не способствующими развитию объекта своего регулирования. В проекте есть только эхо предложений пилотов», — объяснил лидер «Профсоюза АОН» Вадим Цыганаш. По его словам, предложенные Минтрансом поправки не смогут комплексно решить проблему и только продемонстрирует полезность автора инициатив. В тексте проекта ответственным за его разработку указан Дмитрий Хлопушин, который, судя по информации из открытых источников, является аспирантом Российского университета транспорта.
Предложения профсоюзов
Одно из предложений разработчиков касается легализации в стране «летчиков-партизан». На фоне острой нехватки коммерческих пилотов в России разработчики предлагают ввести на год упрощенный порядок получения летных прав для тех пилотов, кто обладает достаточным опытом, но не имеет документов.
Сейчас единственный способ получить как частное пилотское свидетельство (пилот-любитель), так и коммерческое (необходимо для работы в авиакомпаниях) в России — пройти подготовку по утвержденной государством программе. Однако многие российские пилоты обучались по программам, которые позднее были признаны Росавиацией (уполномоченный орган по вопросам Гражданской авиации) недействительными. Такие летчики были лишены пилотских (всего за последние четыре года власти отозвали более 500 летных прав) и лишились работы. Среди «лишенцев» — десятки командиров воздушных судов (КВС). Именно дефицит КВС ощущается на российском рынке гражданской авиации особенно остро. К примеру, «Аэрофлот» еще весной этого года заявил о нехватке 60 командиров для своих самолетов. По данным авиакомпании, дефицит пилотов в России в ближайшие годы будет только расти.
Разработчики поправок в авиационное законодательство надеются вернуть «оказавшихся за бортом» летчиков. АОН предлагает разрешить пилотам получать свидетельства без прохождения подготовки по утвержденной программе. Летчикам нужно будет только пройти проверку и подтвердить наличие опыта (налеты).
Однако для таких вольных летчиков требования будут выше, чем для обучавшихся на общих основаниях. В обход дополнительной подготовки свидетельства смогут получить только пилоты, пробывшие в небе более 100 часов (претендентам на получение пилотского, прошедшим подготовку по утвержденной программе, требуется иметь всего 35 часов налета). Эти изменения предполагается внести в Воздушный кодекс России.
Речь идет о пилотах малой и сверхмалой авиации, в том числе пилотов-любителей, управляющих самолетами, вертолетами, дирижаблями, планерами и аэростатами. Это и пилоты с иностранными летными правами, и авиаторы, лишенные документов по решению авиационных властей. Все они, по задумке профсоюза авиации общего назначения (одна из групп, работающих над поправками), смогут получить свидетельства в обход обучения по утвержденной программе.
Такие же меры предлагается принять и для легализации коммерческих пилотов (работают в авиакомпаниях). Им нужно будет иметь в запасе более 300 часов налета (вместо 150 часов).
Авторы поправок считают, что завышенные требования по налету не помешают опытным летчикам получить пилотские по этой программе, а только отсеют недобросовестных соискателей.
В АОН отмечают, что в действующем законодательстве уже предусмотрена возможность получения пилотского без прохождения утвержденной программы. Однако сегодня эта норма не работает.
Это уже не первая попытка легализовать в России пилотов, оставшихся без документов. В прошлом году профсоюзы подготовили программу ускоренной переподготовки летчиков, чьи свидетельства были отозванными авиационными властями.
«Лишенцы» должны были проходить переподготовку на базе одного из государственных авиационных учебных заведений России. Как рассказывал «Шторму» источник в отрасли, программа была подготовлена специальными группами при Минтрансе. Затем министерство направило документ в Росавиацию. Там проект якобы раскритиковали и вернули его на доработку обратно в Минтранс.
Подготовка пилотов-спортсменов
Подготовку спортивных летчиков предлагается передать общественным организациям. Разработчики предлагают разрешить спортивным федерациям, к примеру Объединенной федерации сверхлегкой авиации, самим устанавливать правила подготовки пилотов-спортсменов. В АОН считают, что предусмотреть в федеральных авиационных правилах все виды полетов пилотов-спортсменов невозможно. К тому же именно командир воздушного судна несет ответственность за пилотирование — ему и выбирать правила в зависимости от цели полета.
В АОН также предложили внести изменения, касающиеся габаритов малых и сверхмалых воздушных судов, перевозки грузов этими судами, а также убрать понятие «авиация общего назначения» (некоммерческие перевозки, не связанные с авиационными работами). Вместо этого «Профсоюз АОН» предлагают ввести ряд новых понятий, в частности — нерегулярные коммерческие перевозки, по которым должны будут работать авиатакси. Таким образом, разработчики поправок хотят добиться развития экономического потенциала отрасли и своих проектов.