St
Конвертация подписчиков в прихожан: патриархат дал епархиям рекомендации по ведению соцсетей
Всеволод Чаплин предложил высмеивать звезд шоу-бизнеса во «ВКонтакте» для привлечения молодежной аудитории

Конвертация подписчиков в прихожан: патриархат дал епархиям рекомендации по ведению соцсетей

Всеволод Чаплин предложил высмеивать звезд шоу-бизнеса во «ВКонтакте» для привлечения молодежной аудитории

15 января Московский патриархат опубликовал документ, где рассказал, как правильно вести социальные сети епархий и приходов. Отдел по взаимоотношениям церкви с общественностью рекомендовал перейти на разговорный язык и отказаться от церковных канцеляризмов — они будут неорганично смотреться в соцсетях. Основной целью работы с людьми в интернете названа «конвертация» подписчиков в реальных прихожан.  Андрей Кураев в беседе с Daily Storm напомнил, что «в Евангелии не предусмотрена должность специалиста по PR», а Всеволод Чаплин предложил публично высмеивать грешных представителей шоу-бизнеса через призму христианского мировоззрения.


На сайте синодального отдела по взаимоотношению церкви с обществом и СМИ 15 января появился документ под названием «Рекомендации по работе в социальных сетях для епархиальных и приходских информационных служб». С первого взгляда может показаться, что опубликованы цитаты из какого-то простенького учебника по SMM с вкраплениями церковных методик по увеличению прихожан:


«Главный ресурс в соцсетях — это люди, подписчики. Для развития аккаунта необходимо привлечь достаточное количество подписчиков, которые станут ядром аудитории. Для этого следует сообщить об открытии группы всем прихожанам, знакомым и родным, призвав их подписываться на нее», — объясняется в методичке.


Контент не должен быть однообразным — в группах епархий приветствуются «фоторепортажи, истории из жизни и прочий нарратив, изображения-мотиваторы с цитатами, конкурсы, опросы» — это, как следует из документа, порождает активность пользователей.


«ВКонтакте» указана как наиболее молодежная сеть с аудиторией 18-35 лет, а Facebook — «соцсеть для интеллектуалов», и отмечается, что развитие групп там вызывает определенные трудности.


Если ввести в поиске «ВКонтакте» слово «епархия», то увидим список из 856 сообществ. Подписчиков не очень много: самая большая группа — «Молодежный отдел Московской городской епархии» — в ней состоят 34 тысячи человек. Второе место занимает «Православная молодежь Городецкой епархии» — 14 тысяч подписчиков, на третьем — 8 тысяч пользователей — Нижегородская епархия. В остальных группах — от нескольких сотен до двух-трех тысяч подписчиков.


Заместитель председателя синодального отдела по взаимодействию с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе сообщил Daily Storm, что ведением официальных групп занимаются сотрудники епархий. Также он отметил, что есть и неофициальные страницы, которые создают неравнодушные верующие. В пример он привел группу «Православные шутят» — 152 тысячи подписчиков и «Верую † Православие» — 1 674 569 пользователей.


«Многие православные группы набирают по миллиону подписчиков, но мы продолжаем работу для дальнейшего развития», — рассказал Кипшидзе.


undefined
Фото: © vk.com / Православные шутят!

В беседе с Daily Storm представитель РПЦ не согласился с нашим предложением — обратиться к опыту группы «Православные шутят»: нанять пикчеров и постить добрые мемы в официальных группах епархий.


«Конечно, руководители этих групп должны стремиться к тому, чтобы быть ближе к пользователям соцсетей, но не стоит забывать, что это все-таки официальные страницы епархий и они должны иметь соответствующий вид», — заявил Кипшидзе.


Мы было расстроились — никаких мемов. Но тут на выручку пришел протоиерей Всеволод Чаплин, который выступил за публикацию смешных картинок. «Шутка — это, по-моему, очень уместная вещь, если она не оскорбительная или не кощунственная. Я сам собиратель церковных анекдотов, они опубликованы в нескольких моих книжках», — поделился протоиерей.


Кроме всего прочего в документе было указано, что в социальных сетях нужно общаться на разговорном, простом языке, так как церковные канцеляризмы будут смотреться неорганично. Вопреки этому, Чаплин заявил в беседе с Daily Storm, что дело не в церковном языке, а в том, какой формой он обладает сейчас — обтекаемой, округлой, без какой-либо конкретики.


«Речь не о просторечье, не о бескультурье, не о сниженной культуре и попытке угнаться за языком модных блогеров. Надо говорить прямо: если твой губернатор — вор, то так и надо говорить: вор. А не о том, что «в нашем обществе существуют определенные проблемы». Это антицерковный язык, а вор — это церковный язык», — объяснил Чаплин. Он также добавил, что Иисус Христос говорил настолько прямо и жестко, что люди брались за камни, чтобы побить его.


Еще одним странным пунктом в документе стала следующая цитата: «Для выполнения миссии в соцсетях можно использовать проповедническую практику Христа Спасителя, который проповедовал перед аудиторией в форме притч, основанных на народном быте, промыслах, традициях и фольклоре. Другими словами, может быть полезной актуализация евангельских истин через знакомые современнику образы, почерпнутые из массовой культуры».


Выяснить, что за образцы массовой культуры помогут актуализировать евангельские истины, нам так и не удалось. Возможно, помогут анекдоты Чаплина, однако сам он затруднился ответить на этот вопрос. Вместо этого протоиерей высказал мнение о том, что массовая культура — а именно российский шоу-бизнес — погряз в грехе и опираться на него нельзя.


undefined
Фото: © vk.com / Православные шутят!

«Лучше приводить в пример таких людей, как Лиза Глинка, посол Карлов, а не гоняться за популярностью звезд шоу-бизнеса. Подавляющее большинство этих людей живут абсолютно распущенной и нравственно ущербной жизнью. Современный шоу-бизнес греховен по определению, поэтому я бы в контексте этой миссии шоу-деятелей скорее бы высмеивал», — заключил Чаплин.


Диакон Андрей Кураев в свою очередь раскритиковал документ. Он указал, что в Евангелии не предусмотрено должности пиарщика, а группы должны вестись не по указанию канцелярии, а по наитию.


«Все это попытка создать иллюзию церкви с человеческим лицом — дескать, мы тоже умеем шутить, и так далее. Одно дело, когда это само собой рождается, а когда это указание мимикрии, поступившее через канцелярию, — это другое. Одно дело, когда ребята решили какой-то свой флешмоб устроить, другое — когда их строят колоннами», — пояснил Кураев.


Диакон не обошел вниманием и недавний конфликт в Великих Луках, где пьяный священник устроил ДТП, в результате которого пострадали два человека. В контексте опубликованных рекомендаций по работе в соцсетях Кураев выразил мнение, что РПЦ не хватает обратной связи и честного общения с людьми.


«Церкви реально не хватает обратной связи: чтобы вот слова патриарха, к примеру, и вот реакция на них. Лучше бы заказывали честные социологические исследования. Второе — это опять же решимость самих первых лиц реагировать на эту обратную связь, а не что все это просто происки Госдепа и растленная молодежь, которая не понимает духовной мудрости», — поделился Андрей Кураев с Daily Storm.


Также диакон прокомментировал один из тезисов рекомендаций по работе в соцсетях — что «прогнозируемый результат — «конвертация» реальных прихожан». Такую формулировку он назвал предельно циничным выражением отношения к людям и церкви.


«Прогнозируемый результат — это благодарность патриарха: «Молодцы, хорошо работаете» — другого им ничего не надо», — заключил Кураев.