Ко второму чтению в Госдуме готовится законопроект, вводящий ограничения на торговлю алкоголем для ресторанов, баров и кафе, расположенных в многоквартирных домах. Если площадь зала обслуживания посетителей составит меньше 20 м², то продавать алкоголь такому бару будет запрещено. Заведению придется либо переехать в помещение попросторнее, либо «завязать с алкоголем». Также закон позволит регионам самостоятельно запрещать предприятиям общепита торговать алкоголем в жилых зданиях. Daily Storm обсудил возможные поправки с предпринимателями и законодателями.
Как дома
По данным «Опоры России», в нашей стране из 100 тысяч заведений общепита свыше 60 тысяч находятся в жилых домах. Только в Москве на конец 2019 года было 7,6 тысячи кафе площадью до 100 м².
Законопроект может серьезно ударить по бизнесу, считает основатель сети баров 69 Pints Craft Bar Андрей Демченко. Бары вынужденно расплодились на первых этажах жилых зданий, отмечает он. Виной тому — недоразвитый стрит-ретейл и небольшое количество коммерческих площадей. Планировка Москвы раньше просто не учитывала потребностей рынка.
«Когда застраивались старые спальные районы, то площадки под торговлю почти не подразумевались. Ставили продуктовый магазин, им и ограничивались. Из-за этого многие кафе и магазины — это бывшие квартиры, которые переделали под стрит-ретейл. При этом в торговых центрах аренда достаточно высокая, а маржинальность нашего бизнеса не всегда может позволить снимать помещение именно там», — поделился директор 69 Pints.
В современных домах первые этажи уже запланированы как коммерческие. Однако если поправки вступят в силу, то заведения с алкогольным меню не смогут там работать, отмечает Демченко. Кроме того, законопроект задевает интересы арендодателей, которые не смогут сдавать свою недвижимость под такой общепит.
Ушли в разлив
Один из инициаторов поправок — депутат Госдумы от партии «Единая Россия» Андрей Марков — уверяет: новый закон вовсе не призван кошмарить малый бизнес. Прежде всего власти хотят вернуть регионам право самим устанавливать ограничения на торговлю алкоголем в жилых домах. Субъекты лишились такой возможности в 2016 году после принятия изменений в федеральный закон о регулировании продажи и производства спиртных напитков.
На вопрос Daily Storm, почему власти не продумали этот момент заранее, Андрей Марков пояснил: «В 2016 году было взято федеральное направление законодательства. Один закон для всей страны. Регулирование точек общепита тогда просто выпало».
Теперь законодатели вынуждены исправлять недочеты и прописывать в федеральном законодательстве те вещи, за которые раньше отвечали регионы, и возвращать формулировки типа: «только по решению общего собрания собственников», «запрещено, если площадь не соответствует...», «запрещено, если не соответствует ГОСТу и СанПиН».
По задумке инициаторов проекта, в первую очередь контроль коснется так называемых разливаек. Они-то, по мнению властей, сильнее всего и мешают гражданам. Часто это заведения с контрафактным алкоголем, работающие всю ночь и игнорирующие санитарные нормы. Когда регионы лишились права устанавливать свои ограничения, такой бизнес расцвел бурным цветом. «Татарстан даже зафиксировал рост преступлений рядом с теми точками, где находятся разливайки», — напомнил Марков.
В самом законопроекте слово «разливайка», конечно, не встречается. Питейные заведения обобщены в документе понятием «общепит». Однако намек на разливайки и различные рюмочные закрепляется в норме о площади зала меньше 20 м².
«Были большие споры — 20 или не 20 м². Площадь — это компромиссное решение, — отметил Андрей Марков. — У нас вообще не было желания вводить эту норму, а было желание вернуться к закону, действовавшему ранее. Во втором чтении могут появиться поправки».
Ответственный крафт
Бизнесмены уверены, что закрытие маленьких баров не поможет декриминализировать район и убрать с улиц алкоголиков и хулиганов.
А вот злосчастные 20 м² вытеснят с рынка уютные подрастающие кафе, отметил директор 69 Pints Craft Bar.
«У нас в баре достаточно недешевое пиво, поэтому маргинальная публика сразу отсекается. Но территориально мы граничим с магазинами, где продается крепкий алкоголь. Несмотря на то что закон запрещает распивать спиртное на улице, люди спокойно покупают в таких магазинах «крепыш», напиваются, орут, а соседи думают, что этот шум идет от нас», — объяснил Андрей Демченко.
Между тем ответственные заведения научились без помощи правительства выстраивать отношения с жильцами дома. В помещениях устанавливается шумоизоляция, а с улицы убираются столики и скамейки. Пять баров сети 69 Pints находятся как раз в многоквартирных домах. По признанию Демченко, ему известны лишь единичные случаи жалоб и претензий со стороны жильцов.
Одна из главных питейных точек в Москве — дворик под аркой на Страстном бульваре. Все бары здесь расположены в подвале или на первых этажах жилых домов. Вечерами, особенно в хорошую погоду, тут не протолкнуться даже на улице. Жильцов такое соседство, разумеется, не радовало. По крайней мере, так было раньше. Александр, сотрудник бара Beermarket, заверил Daily Storm, что жалобы от соседей прекратились.
Группа баров «на арке» наняла охрану, которая теперь быстро устраняет все конфликты на улице. К этим мерам добавился запрет на продажу алкоголя после 22:30. В оставшееся время, до 00:00, в заведении можно только сидеть.
Против настоящих дебоширов закон не сработает, уверяет Демченко: «В квартале, где я живу, нет ни одного бара или разливайки, но очень часто в три-четыре утра какие-то пьяные компании начинают орать на весь двор. Пусть лучше минимальную цену водки повысят до приличного уровня, чтобы народ не спивался. Реальный алкоголизм — он не от пива».
К благой цели снизить шум и преступность в микрорайонах могли добавиться и лоббистские интересы крупных компаний. По словам Андрея Демченко, рынок алкоголя переживает определенный передел. В октябре 2019 года в СМИ обсуждалась идея запретить крафтовое пиво в странах Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Предлагалось установить, что пивом считается напиток, содержащий 80% солода, менее 20% несоложеного сырья и менее 2% сахаросодержащих продуктов. По сути, всего три ингредиента и никаких вариаций вроде какао, манго или лимона. По мнению Демченко, «закон о 20 м²» также способен ограничить конкуренцию и расчистить путь для больших фабрик, которые испытывают проблемы из-за развития крафтового рынка.
Однако депутат Андрей Марков опровергает выводы бизнесмена о монополизации отрасли: «Поверьте, никакого лоббистского замысла здесь не было, мы не планировали выгонять этот сектор с рынка. Крафт, не крафт, главное — благоприятная обстановка».