Для Русской православной церкви 2019 год стал поворотным: впервые с 1996 года, когда возник конфликт из-за Эстонской православной церкви, Московская патриархия вступила в противостояние с Константинопольским патриархатом и его главой Варфоломеем. На этот раз поводом для конфликта стало создание Православной церкви Украины (ПЦУ). Межцерковное столкновение определило основную повестку внутрицерковной жизни. Прихожане узнали, что такое «разрыв евхаристического общения» — по сути, признание всего Константинопольского патриархата еретическим и раскольническим. Несмотря на то что к концу года ситуация на Украине «заморозилась» благодаря позиции нового президента, возникла новая точка напряжения — теперь в Черногории, это может вылиться в гражданское противостояние. Опрошенные Daily Storm представители РПЦ говорят о необходимости мобилизации и жестких решений для борьбы с Константинопольским патриархатом.
«2019 год был сложным для РПЦ, – заявил Daily Storm протоиерей Всеволод Чаплин. — Не стоит стремиться к триумфализму или спокойной жизни — Господь нам этого не обещал. В Писании было обещано совсем другое: мужайтесь, в мире будете иметь скорби. Во внешнецерковной области история с Фанаром стала главной проблемой в уходящем году. Мы видим, что Константинопольская церковь пошла на поводу у светских властей, у глобального мирового порядка и действует по их указке. Вслед за ним пошли те церкви, которые зависимы от греческих властей. Мы сейчас проходим испытание на умение сопротивляться богоборческим силам».
В 2019 году возникла тенденция, которую следует изучить: во многих приходах говорят о сокращении количества крещений и венчаний. Если такая тенденция подтвердится, священнослужителям придется разобраться, с чем это связано. Ведь получается, что все меньше людей идет в храмы.
«Опираться на остаточную бытовую религиозность нам не надо — следует воспитывать настоящих христиан и готовиться к тому, что большинство не будет православным. Всегда настоящих христиан было меньше в обществе. Потребительский дух будет доминировать, но надо не бояться предлагать людям жить по-евангельски. В нынешней общественной формации большинство людей не пойдет за нами. Церковь всегда была альтернативой обывательщине», — добавил протоиерей Всеволод Чаплин.
«К сожалению, итоги 2019 года нельзя оценить положительно, — сказал Daily Storm собеседник в руководстве РПЦ. — Наша Церковь медленно, но все же теряет позиции в противостоянии с Константинопольским патриархом Варфоломеем. С его стороны последовали мощные удары в виде признания Православной церкви Украины со стороны Элладской и Александрийской церквей. Стамбул добился важного преимущества, перебив аргументацию о том, что он в изоляции и никто его не поддерживает».
Стоит отметить, что после признания ПЦУ Константинопольским патриархатом в РПЦ, судя по всему, ожидали, что больше никто из поместных церквей ее не признает. Такой вывод можно сделать из заявления председателя отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Московского патриархата Владимира Легойды, которое было сделано сразу же после интронизации [назначения] главы ПЦУ: «Итак, на так называемой интронизации так называемого Епифания (на самом деле Сергея Думенко) не было ни одной делегации ни одной поместной церкви. За исключением Стамбульской, конечно. Что и требовалось доказать. Какая церковь, такое и признание». Однако уже в течение года ПЦУ признали Элладская и Александрийская церкви.
По словам собеседника Daily Storm в РПЦ, произошедшее вполне ожидаемо: у Фанара есть четкая цель — установление контроля над всем православным миром. Для достижения этой цели осуществляется скоординированная и продуманная политика. У РПЦ же пока не прослеживается наличие такой ясной цели, и это порождает и отсутствие стратегии действий, считает источник.
«Поэтому мы просто реагируем на то, что предпринимает Фанар. Такая пассивная позиция ведет к катастрофе. Ибо всегда выигрывает тот, кто задает инициативу, имеет понимание к чему он стремится и что нужно сделать для достижения задуманного», — пояснил собеседник в РПЦ. По его мнению, если и дальше РПЦ не начнет проводить более жесткую политику, ПЦУ признают и другие поместные церкви, а украинская ситуация может повториться в Белоруссии или Молдавии.
«У РПЦ есть возможность переломить ситуацию. Во-первых, нужно более четко говорить о том, что Фанар, продвигая концепцию первого без равных, подводит православный мир к принятию новой ереси. Во-вторых, сослужение греков с раскольниками ставит вопрос о том, что соответствующие церкви сами свалились в раскол. Об этом, кстати, не побоялся сказать Священный синод УПЦ по итогам своего заседания 6 декабря. В-третьих, события в Черногории создают условия для важного шага, а именно — установления стратегического союза Русской и Сербской церквей», — рассуждает собеседник Daily Storm в руководстве РПЦ.
«РПЦ немного спасовала с рядом проектов в начале года. Мы не видели жесткой реакции на эпопею с [украинским] томосом об автокефалии. Сейчас декларируется разрыв евхаристического общения [в отношении церквей, признавших ПЦУ], но это надо было делать сразу же — это заставило бы многих сразу же задуматься. Не совсем была проработана тема с Русской архиепископией — не хватило голосов, чтобы она была полностью принята в РПЦ», — заявил Daily Storm эксперт в межправославных отношениях Александр Вознесенский.
Архиепископия православных русских церквей в Западной Европе входила в юрисдикцию Константинопольского патриархата, однако в конце 2018 года патриарх Варфоломей принял решение о расформировании архиепископии и включении ее приходов в свою юрисдикцию. Это вызвало протест в архиепископии, и начались переговоры о ее переходе под юрисдикцию Московского патриархата. Однако такое решение не набрало необходимого большинства голосов. В результате часть приходов архиепископии перешли в РПЦ, а часть может остаться под контролем Константинополя или перейти в Румынскую православную церковь.
«Сейчас внутри РПЦ, судя по всему, происходит мобилизация сил для противостояния с Константинопольским патриархатом, принимаются жесткие решения, — добавил Вознесенский. — Притязаниям Варфоломея и тем, кто будет поддерживать его, будет дан отпор. Отрабатывается инициатива Иерусалимского патриархата по проведению всеправославного совещания в Иордании [с такой инициативой выступил Иерусалимский патриарх с целью обсуждения всеправославного единства]. Хоть с некоторым опозданием, готовится ответный удар по Варфоломею. Видимо, в начале хотели договориться, но оказалось, что переговоры не идут, а проблема только усугубляется».
По мнению Вознесенского, в целом политика РПЦ следующая: сначала Московская патриархия пытается договориться, но если не выходит, то включается агрессивный режим.
Несмотря на определенную «заморозку» ситуации на Украине, где новая власть старается дистанцироваться от церковной проблемы, новая точка конфликта с Константинопольской церковью может возникнуть на Балканах — в Черногории. Власти этой страны приняли закон о свободе вероисповедания, который Сербская православная церковь (СПЦ) уже назвала антицерковным. Для принятия закона полиция арестовала 17 оппозиционных депутатов прямо в зале парламента. В соответствии с законом у СПЦ будут изъяты 650 церквей и монастырей. Ожидается, что их передадут непризнанной в православном мире Черногорской православной церкви. СПЦ называет ее раскольнической. Собеседник Daily Storm, знакомый с положением дел в Черногории, сообщил, что Черногорская церковь не пользуется популярностью у прихожан: храмы стоят в большинстве своем пустые.
Действия светских властей Черногории — это очевидный удар по СПЦ, которая активно поддерживает РПЦ в ее противостоянии с Константинопольским патриархатом. В Московской патриархии уже выступили с заявлением, осуждающим принятый закон: «Попытка поставить вопрос о законности прав религиозных организаций на принадлежащее им имущество после долгих лет правления богоборческого режима, обрекавшего их на бесправие, выглядит как циничный удар по церкви, восстанавливающей утраченное в годы притеснений. Новый закон о свободе вероисповеданий является актом поддержки раскола путем ослабления канонической церкви и попыткой поставить ее в унизительную и опасную зависимость от государства», — говорится в обращении РПЦ.
Новый закон уже вызвал протесты православных в Черногории, во время которых полиция избила епископа Диоклийского Сербской православной церкви Мефодия. В знак протеста во всех храмах Черногории каждые два часа будут звонить колокола. Православные опасаются повторения украинского сценария — Константинопольский патриархат может дать автокефалию (то есть право на самоуправление) Черногорской церкви.
В выпущенном 29 декабря пресс-релизе черногорских архиереев Сербской церкви говорится: «Мы призываем власти собраться с силами и как можно скорее начать подлинный диалог, чтобы исправить то, что может быть исправлено, до того как возможное применение этого закона станет источником серьезных социальных разногласий с беспрецедентными последствиями».
Ситуация в Черногории станет испытанием и для Сербской православной церкви, и для ее союзника — Русской православной церкви.
«В заявлении Московской патриархии говорится, что и на Украине, и в Черногории источник проблемы один, за пределами этих стран. Сейчас многие говорят о том, что Варфоломей стоит за ситуацией в Черногории. Церковный конфликт там может даже закончиться гражданской войной. Ведь избили епископа, а такого не допускали даже украинские националисты. На это может последовать «ответка» в силовом ключе», — сказал Daily Storm Александр Вознесенский по поводу ситуации в Черногории.
2019 год показал, что Русская православная церковь не обладает абсолютным влиянием в мировом православии. Константинопольский патриарх Варфоломей, добившись успеха на украинском направлении, начал искать другие точки для ослабления РПЦ. Церковный конфликт в Черногории может вылиться в гражданское противостояние, что создаст проблемы и для Сербской церкви, и для РПЦ, и для России в целом, ведь вопросы православия связаны с вопросами геополитического влияния Москвы.
Сможет ли Московский патриархат дать адекватный ответ притязаниям Варфоломея — станет ясно уже в ближайшее время, в феврале 2020 года, когда запланировано проведение всеправославного совещания в Иордании. Оно покажет, согласится ли мировое православие с правом Константинопольского патриархата давать автокефалии, как это уже произошло на Украине.