На Сейшельских островах застряли около сотни россиян. Среди них пожилые люди, для которых коронавирус особенно опасен. С развитием пандемии местные тоже постепенно меняют отношения к туристам — «у них прямая ассоциация, что на остров инфекцию завезли белые». МИД России отказывается говорить запертым на острове туристам (и журналистам), когда можно ожидать возвращения домой. Зато в ведомстве гордятся тем, что помогли россиянам выбить скидку на апартаменты на Сейшелах, которые те вынуждены продолжать оплачивать.
«Заразить меня может даже милая женщина, которая приносит нам белье»
Полина Красногорская — астматик. Девушка находится в группе риска по коронавирусу. И находиться за пределами России в разгар пандемии ей откровенно страшно. И страшно в том числе и потому, что возвращать ее и других застрявших на Сейшелах туристов российские власти не спешат.
«Заразить меня может хозяин апартаментов, который каждый день приходит к нам за оплатой. Или милая женщина, которая приносит нам чистое постельное белье и полотенца. Или продавец в магазине. Или даже консул, когда приедет к нам проведать», — писала Полина у себя в Facebook.
Как рассказала девушка Daily Storm, запертыми на островах оказались россияне, которые и представить не могли, что вернуться домой из отпуска у них не получится.
«Есть люди, у которых дети дома маленькие, тоже с бабушками остались. У одной женщины мать-сердечница дома. Ей должны были сделать операцию 30 марта, дочь должна была вернуться и везти ее на операцию. В итоге матери операцию отменили, ей в любой момент может стать хуже. Эта туристка не может попасть домой и очень сильно переживает. Таких историй здесь просто куча», — говорит Полина Красногорская.
Сейшелы в период пандемии коронавируса мало напоминают сказочный курорт. С 9 апреля на островах ввели карантин (здесь, как и во многих англоязычных странах, для описания обстановки используют термин lockdown): разрешается только дойти до магазина и вернуться. Полицейские останавливают и пешеходов, и автомобилистов, спрашивают о том, где они живут и куда направляются.
«Чертовы белые животные, валите отсюда!»
С 14 апреля начал действовать комендантский час: с семи часов вечера до шести утра.
По словам Полины, у местных отношение к русским разное, но пока больше тех, кто настроен адекватно.
«Нам с мамой повезло. Всегда попадали на местных, которые лояльно и хорошо относились. Мы переехали сейчас в другие апартаменты, дешевле нашли. В наших старых апартаментах была женщина, которая нам приносила чистое постельное белье, и она каждый раз спрашивала, как у нас дела, когда будет самолет. Мы с ней много общались, она нам время от времени приносила рыбу, подкармливала нас. А еще был мужчина, который вез нас в эти апартаменты, услышал нашу историю, и ему стало очень грустно. У него лежал пакет мяса, большой шмат. Он достал мясо и говорит: вот вам на ужин, помолитесь за меня», — рассказывает Полина.
Другие туристы оказались менее удачливы: семья с ребенком шла к себе в апартаменты, и дорожные рабочие начали кричать им вслед: «Чертовы белые животные, валите отсюда!»
«Это было как раз в тот момент, когда начались заражения, начала развиваться ситуация с коронавирусом. А у них прямая ассоциация — что на остров инфекцию завезли белые. Мы бы сразу свалили, вот правда. Собрались бы в минуту и свалили. А у нас просто даже возможности такой нет», — подчеркивает она.
«Наше направление не в приоритете»
Связь с родиной застрявшие на Сейшелах туристы держат через наше консульство, но продуктивного общения не получается.
«У нас есть общий чат с ними, где состоят консулы и вся группа застрявших в WhatsApp. Но вся их информация — это: «Извините, у нас нет информации». Мы постоянно им пишем, спрашиваем, есть ли что-то новое, когда нас заберут. Уже если не заберут, то просто скажите: «Вас не заберут, ждите регулярного сообщения», — говорит Красногорская.
Единственное, в чем российские чиновники смогли ощутимо помочь туристам — сделали так, что всем нашим гражданам, находящимся на острове, продлили визы до 11 мая.
«Вчера нас попросили написать о причинах, по которым нам надо ехать в Москву или дальше домой (из регионов много людей), чтобы передать это в Москву. Может быть, это разжалобит. Но мы уже везде об этом кричим», — рассказывает Полина.
Однако, как признается девушка, оказавшиеся брошенными туристы уже ни во что не верят.
«Мы не понимаем, почему нельзя вывезти. Даже в один регион: люди будут в гостиницах сидеть за свои деньги, не выходя никуда. Сколько площадей пустует, пансионатов, гостиниц... Почему это нельзя сделать? Мы бы сами это все оплатили», — сокрушается Полина.
«Сидели, пока не услышали звук взлетающих самолетов»
По ее словам, на Сейшелах сейчас около 100 россиян.
«Нам говорят, что наше направление не в приоритете, много людей в других местах, извините. В итоге оказывается, как будто мы не люди, как будто нам не нужна помощь», — рассказывает Красногорская Daily Storm.
Они с мамой прилетели на остров Маэ еще 10 марта, когда пандемия не была объявлена (это случилось на следующие сутки): в России заболевших были единицы, а на Сейшелы коронавирус еще не пришел. Мама Полины постоянно ухаживала за пожилой бабушкой, у которой последние пять лет были проблемы со здоровьем. Чтобы женщина могла хоть как-то развеяться, Полина каждый год забирала ее путешествовать: на две недели уезжали в отпуск. В эти дни за бабушкой присматривали папа и бабушкина сестра. Обратный билет был куплен на 24 марта.
19 марта женщины узнали из новостей, что Москва закрывает въезд со стороны ОАЭ. Они начали переживать за свой вылет в Москву, так как должны были лететь обратно через Абу-Даби (самолетом компании Etihad) и их рейс попадал под запрет.
«Мы готовы были брать билет Emirates через Дубаи, потому что страшно было остаться. Но в консульстве нам сказали, что у Etihad и Emirates есть договоренность, согласно которой билеты Etihad будут обмениваться на билеты Emirates, и для этого нужно утром приехать в аэропорт. Но в аэропорту на нас посмотрели, как на дурочек, и сказали, что не знают, о чем речь. Там же мы нашли консула, который занимался решением какой-то другой ситуации. Он порекомендовал нам поехать в центральный офис Etihad в Виктории, но там тоже покрутили пальцем у виска, так как Etihad меняет только свои билеты», — вспоминает Полина.
Они с мамой вернулись в апартаменты и начали искать рейс Emirates. Параллельно позвонили в Ozon Travel, где покупали путевку. В Ozon ответили, что Etihad договорились с Россией о пяти рейсах из Абу-Даби с 21 марта по 5 апреля. Там пояснили, что рейс, на котором должна была лететь Красногорская, сохранится, его просто оформят как чартерный.
21 и 22 марта все было хорошо. Самолеты в Россию летали, как и обещал Ozon.
«24 марта мы приехали в аэропорт и там узнали, что рейса не будет. В аэропорту была огромная толпа людей, в том числе иностранцев: немцы, французы, англичане. Все плачут, у кого-то дети на руках орут — какой-то апокалипсис. Нам представители аэропорта дали бумажку — официальное письмо от Etihad. В нем говорилось: извините, обратного рейса не будет. Власти ОАЭ решили ввести запрет на транзит пассажиров на день раньше, чем должны были, то есть не в 23:59 25 марта, а в 23:59 24 марта. Так как у нас была ночная пересадка, с часу до двух, мы попали под этот запрет. Просто пары часов не хватило», — рассказывает Полина.
После этого в аэропорт приехал консул. Он попытался успокоить толпу русских туристов и сказал, что сейчас идут переговоры с ОАЭ на высоком уровне: «Есть надежда, сидите, ждите».
«Мы сидели и ждали, пока не услышали звук взлетающих самолетов. Оказалось, что никто не договорился, и мы здесь остаемся», — говорит Полина.
«Мы с мамой даже не попали на похороны»
Оставшимся на Сейшелах россиянам консул помог найти недорогое жилье — со скидкой.
«У него есть контакты с одним из арендодателей, у которого довольно много апартаментов. Мы поехали туда в ночи, поселились еще с тремя семьями. Через какое-то время в новостях промелькнула информация, что 1 апреля будет наш вывозной рейс. В дальнейшем эта информация появилась на странице МИД РФ и на сайте Росавиации. Мы были несказанно рады, ждали этот рейс. Но со стороны посольства нам эту информацию официально не подтверждали — говорили, что никаких гарантий дать не могут. Мы, естественно, ждали этот рейс как манны небесной», — вспоминает Полина.
30 марта туристы узнали, что Россия решила ограничить ввоз туристов по 500 человек в Москву и по 200 — в регионы.
«Мы поняли, что наш рейс не помещается, потому что там был всего один согласованный рейс, а наш — в процессе согласования. Наши надежды рассыпались прахом: 1-го числа мы никуда не улетели. 4 апреля Россия вообще сказала, что два дня не будет принимать туристов, а с 6 апреля стали возить по чайной ложке, и мы не знаем, когда очередь дойдет до нас», — рассказала туристка.
10 апреля в семье Полины произошла трагедия: бабушка умерла, не выдержала переживаний за единственных дочку и внучку.
«Когда 1 апреля стало понятно, что мы не летим домой и больше нашей очереди нет, больше о нас нигде не говорят, ее состояние стало ухудшаться. Сначала отнялись ноги, потом она перестала есть и разговаривать, и все. Она очень переживала из-за нас. Мы с мамой в итоге даже не попали на похороны», — сокрушается Полина.
Обещанную российскими властями материальную помощь ни Полина, ни ее мама не получили, хотя заполнили все необходимые документы.
«Мы заполнили анкету еще 4 апреля, как только она появилась на портале «Госуслуги». Мы по всем параметрам абсолютно подходили: у нас были обратные билеты в Россию, мы вылетели из страны после 1 января. Данные карты мы полностью ввели и обязательные поля заполнили: и я, и мама. В итоге ни ей, ни мне деньги пока не пришли», — говорит Полина.
По ее словам, денег на жизнь им хватает, только благодаря работодателю Полины, который оказывает своей сотруднице материальную поддержку.
«Но я же понимаю, что доброта людей не вечная. Если в компании начнутся проблемы, а учитывая то, что сейчас происходит в стране, они могут легко начаться, поддержка прекратится. И, может быть, и работа прекратится. Кто знает, что может произойти. Здесь есть люди, которые потеряли работу в этой ситуации. У меня мама тоже работать не может. У моей мамы ИП, она занимается недвижимостью, она не может работать, когда она не в Уфе», — рассказывает Красногорская.
#своихнебросаем
Корреспондент Daily Storm связалась с нашим консульством на Сейшелах, чтобы узнать, когда россияне могут рассчитывать на возвращение и какая обстановка складывается на островах.
Заведующий Консульским отделом посольства России Александр Рязанцев подтвердил, что в республике находится около 100 россиян.
«Посольство обеспечило им бесплатное продление разрешения на временное пребывание на два-три месяца с учетом даты прибытия. Кроме того, российское диппредставительство договорилась с гостиницами о предоставлении скидок для проживающих в них граждан России, а также оказывает консульское содействие и поддержку в получении медицинской помощи в случае необходимости. В целом, мы постоянно на связи с нашими соотечественниками. Помогаем и обратившимся гражданам СНГ», — сказал он.
В пресс-службе МИД РФ тоже не смогли назвать предполагаемую дату возвращения: сослались на информацию брифинга от 9 апреля, в которой говорится, что рейсы утверждаются оперативным штабом на основании предложений рабочей группы Росавиации.
«Я вряд ли могу что-то новое сказать, потому что все сказано. Тут нет такого, что я могу сообщить какую-то сенсационную новость: «Летит завтра». Тут будет информировать либо Минкомсвязь (они взяли на себя эту роль), либо Росавиация», — пояснил сотрудник пресс-службы.
По его словам, обновления информации можно смотреть на сайте ведомства.
«Есть принцип: одна страна — один регион. Есть квоты. Смотрят по гуманитарным ситуациям: где инвалиды, где дети, где люди с группой риска, где смотрят по разрешениям: в одну страну собирались [направить рейс], но там внезапно ввели режим ЧС — пришлось в другую страну. По заполняемости [смотрят], согласованиям... Там миллион факторов. Чудовищная многогранная ситуация», — подчеркнул сотрудник МИД РФ.
Не пришедшую материальную помощь там объяснили возможной ошибкой при заполнении гражданами документов.
В пресс-службе авиакомпании «Аэрофлот», на рейс «дочки» которой — «России» не попали герои публикации, Daily Storm также не смогли дать комментарий о причине отмены рейса: перенаправили к представителям рабочей группы.
В пресс-службе Минтранса на вопрос о будущих вывозных рейсах с Сейшельских островов ответили ссылкой на сайт «стопкоронавирус.рф» (нужно нажать на баннер c надписью «своихнебросаем»), где в расписанном до 17 апреля графике рейс с Сейшельских островов не фигурирует.