За все время, пока мир сидит на самоизоляции, СМИ раздали сотни рекомендаций о том, чем заняться в свободное время. Очевидно, что без призывов наконец-то выучить английский или другой язык не обошлось. Да и большинство самоизолировавшихся дали себе клятву всерьез заняться лингвистическим вопросом. Однако по словам представителей различных языковых школ, энтузиазма хватило ненадолго. К тому же коронавирус в целом негативно повлиял на сферу лингвистических услуг и даже онлайн не сможет всех удержать на плаву.
Россияне входили в режим самоизоляции не без доли радости: наконец-то можно будет пересмотреть все отложенные сериалы, прочитать книги, сделать генеральную уборку и научиться множеству полезных вещей. Судя по постам в социальных сетях, в первую неделю так оно и было. Но уже очень скоро все начали уставать от своих занятий и откровенно скучать. Коснулось это и тех, кто с большим энтузиазмом взялся за изучение иностранных языков.
Администратор виртуальной языковой школы «Белый кролик» Светлана Марченко рассказывает, что, несмотря на возросший спрос на онлайн-уроки, люди в большинстве своем не настроены учиться: «Это люди, которым скучно дома и нечем заняться. Многие просто шатаются по бесплатным урокам из школы в школу и не начинают заниматься. Многие проходят бесплатный пробный [урок], но пишут, что остались без работы, денег нет, поэтому, может быть, начнут потом».
Представитель языковой школы Tokademy Ирина Серебрякова подтверждает эту тенденцию, но отмечает: хотя первая неделя самоизоляции и показала рост числа учеников, затем поток снизился. К тому же к середине апреля большая часть студентов бросила занятия — из 25 человек осталось всего пять.
Управляющий партнер Skyeng Александр Ларьяновский говорит, что в их онлайн-школе активность учащихся выше: «В первое время после начала широкого обсуждения темы коронавируса в России особых изменений мы не замечали, однако за последние несколько недель рост спроса на наши занятия для школьников и подростков увеличился на 65%. На уроки для взрослых также наблюдается увеличенный спрос почти в два раза. Растет и интенсивность обучения — почти в 2,5 раза как у детских, так и у взрослых программ».
Более того, в 2,5 раза вырос трафик на сайт Skyeng для корпоративных учеников. Во многих компаниях возникла и неожиданная проблема: оказалось, что многие сотрудники просто не знают, как работать вне офиса. По словам Ларьяновского, целый ряд предпринимателей и руководителей обратились в Skyeng за советом, как организовать удаленную деятельность. Так что помимо языковых уроков в школе запустили еще и вебинары о том, как бизнесу перейти в онлайн и не потерять все процессы.
У школы иностранных языков Star Talk было четыре офлайн-центра обучения, которые с 27 марта пришлось временно закрыть и перевести всю деятельность в Сеть. Академический директор школы Екатерина Чегнова вспоминает, что ситуация развивалась очень быстро и неравномерно:
«Мы начали чувствовать первые сигналы кризиса еще с конца февраля — начала марта, потому что у нас отказались от обучения все корпоративные клиенты. Контракты, которые мы заключили, были заморожены. После 14 марта, когда всем школам было рекомендовано перейти в режим онлайн-обучения, в ту неделю спрос упал практически до нуля. Люди оказались не готовы к такому шагу. Если раньше у нас было 30-50 заявок в день, то в тот момент их стало три».
Но постепенно обучение удалось переместить полностью в онлайн, ученики почти в полном составе согласились продолжить обучение в новом для себя формате. При этом увеличился поток новичков. Чегнова считает, что студентов привлек новый продукт ― онлайн-занятия в мини-группах по пяти иностранным языкам. В итоге в апреле показатели спроса на услуги Star Talk оказались даже выше, чем в оффлайн-секторе.
«Здесь есть важный момент: когда после пробных уроков дело доходит до финальной сделки, начинаются проблемы. То есть конверсия по сравнению с офлайн-сделками намного ниже. У нас она сейчас колеблется в районе 20%, а раньше было 70-80%. Мы очень много работаем с новым трафиком, но довести дело до реальной продажи сложно. Люди не готовы вкладываться в длительное обучение и все чаще выбирают более короткие сроки обучения, например, один месяц. Но вот с 13 апреля мы начали снова наблюдать некоторый подъем ― чеки стали больше», ― добавляет академический директор Star Talk.
Екатерина Чегнова верит, что когда самоизоляция закончится, то школа сможет вернуться в офлайн с «высоко поднятой головой». В «Белом кролике» же считают, что поводов для оптимизма пока не так уж и много. В первую очередь ― из-за финансового вопроса: «Ситуация с коронавирусом затянется и затронет всех. И сферу онлайн-образования в том числе. У нас уже идут потихоньку отказы от старых студентов, которые остались без дохода или он упал. И они сокращают или останавливают обучение. А дальше будет хуже. Мы оказываем людям услугу, и если у людей не будет денег, то кого мы будем учить?»
Она добавляет, что слухи о том, что в онлайн-образовании все будет отлично, сильно преувеличены. Оно, конечно, продержится дольше, чем те школы, у которых закрыты физические офисы, но кризис доберется и до Сети.
Многие пытаются учить языки не только по учебникам и в онлайн-формате с преподавателем, но и через специальные приложения. Пожалуй, эта сфера оказалась в выигрышном положении. Коронавирус не внес коррективов в работу обучающих сервисов, при этом число их пользователей уже увеличилось в разы.
Старший PR-менеджер Duolingo Михаэла Крон рассказала Daily Storm, что в марте поток новичков вырос на 101% по всему миру. В России их стало больше на 109%. Юзеры проводят в приложении на 7% больше времени. Причем, если рассматривать тех, кто начал использовать сервис только во время пандемии, то их среднее время всего за месяц увеличилось на 13%. Если рассматривать статистику по отдельным странам, то самыми прилежными оказались Италия и Франция ― там рост затраченного времени составил 23%.