В столице к вызову скорой всегда подготовлены сотни автомобилей для оказания квалифицированной помощи. Срок службы таких машин обычно не превышает пяти лет, поэтому их регулярно обновляют. Ежегодно на это требуется около одного миллиарда рублей, но в правительстве Москвы, как известно, экономить не любят.
У Станции скорой и неотложной медицинской помощи имени А.С. Пучкова (сокращенно — ССиНМП; обслуживает вызовы на телефон 03) нет своего автопарка. В 2011 году бывший главный врач ССиНМП Игорь Элькис объяснял, что замена машин и их обслуживание — проблема, с которой медики не в состоянии справиться. Поэтому ее решение давно возложено на автокомбинат «Мосавтосантранс» — государственное унитарное предприятие департамента здравоохранения.
Недавно власти разместили очередную закупку на обслуживание ССиНМП транспортом. Из техзадания следует, что более 6,5 миллиарда рублей в 2019 году будут направлены на аренду машин класса А (перевозит больных, которым не нужна экстренная помощь), В (есть медоборудование для оказания интенсивной терапии) и С (так называемый реанимобиль). За эту сумму «Мосавтосантранс» их заправляет, моет и ремонтирует, а также страхует.
У ССиНМП всего 58 подстанций, расположенных в разных округах Москвы. За каждой из них закреплено разное количество автомобилей: к примеру, на подстанции на Ленинском проспекте дежурят 19 скорых, а на улице Барышиха в Митино — вдвое меньше, причем на этой подстанции нет реанимобиля. В общей сложности по Москве сейчас работают 1020 скорых — за последние семь лет их количество увеличилось незначительно. Руководитель «Мосавтосантранса» Андрей Подольский рассказывал, что одна машина в среднем используется пять лет.
«Мосавтосантранс» ежегодно обновляет собственный автопарк: к примеру, в этом году ГУП закупило около сотни автомобилей классов В и С на 200 миллионов рублей. По прошествии года обычно списывают 250 скорых. По расчетам Daily Storm, стоимость одной скорой класса В составляет порядка 2,5 миллиона рублей, реанимобиль обходится чуть дороже — в 2,6 миллиона. Следовательно, на замену пришедших в негодность машин в год тратится не более одного миллиарда рублей.
Покупаемые скорые хорошо укомплектованы: в салонах есть носилки, каталки, умывальники — все, за исключением медицинских приборов. Автомобили комбинату поставляют известные на рынке продавцы — компании «Авилон АГ» и «Мэйджор Авто».
Судя по данным сайта госзакупок, в дальнейшем их ремонт обходится «Мосавтосантрансу» недорого: за последние два года расходы на поставку оригинальных запчастей составили около 400 миллионов рублей, моторных масел и средств по уходу за автомобилями — 50 миллионов, шины с гарантией на пять лет были закуплены на 48 миллионов рублей, на техобслуживание скорых пустили полмиллиарда рублей. Стоимость предрейсовых и периодических медосмотров водителей за 2017-2018 годы составила около 100 миллионов рублей.
Также в стоимость контракта входят и водители, которые будут возить врачей. На скорой шоферы работают сменами сутки-двое, средняя заработная плата водителя скорой — 50 000 рублей, рассказывают собеседники Daily Storm. Соответственно затраты на заработную плату составляют 2,6 миллиарда рублей. Закладываем сюда страховку и расход топлива — еще 372 миллиона рублей, округляем до 400. Итого: обновление парка, зарплата, страховка, топливо, обслуживание, медосмотр водителей — 4,5 миллиарда рублей.
На скорую не жалеют средств, потому что пришло понимание: скорая — «метла, которая «подметает» в городе все проблемы здравоохранения», утверждал в 2011-м экс-главврач ССиНМП Элькис.
Любопытно, что несколькими годами ранее, в 2005-м, Контрольно-счетная палата Москвы обнаружила, что ССиНМП переплатила «Мосавтосантрансу» 12 миллионов рублей из-за «отсутствия внутреннего контроля»; «необоснованно отвлекла» 259 миллионов рублей и в целом не обеспечила «соответствие объемов скорой помощи объемам финансовых средств на оказание этой помощи». В 2010-м, когда ССиНМП уже несколько лет как возглавлял новый главврач Николай Плавунов, разгорелся другой скандал: ревизоры обнаружили, что 80% всех тендеров на поставку лекарств ССинМП выигрывает сын Плавунова. Главврача даже временно отстранили от должности.
К моменту публикации материала правительство Москвы и «Мосавтосантранс» не ответили на запросы Daily Storm.
UPD:
В пресс-службе Департамента здравоохранения Москвы не согласны, что закупка санитарных автомобилей и их техобслуживание сторонней организацией сэкономили бы траты городского бюджета. «Мосавтосантранс» решает многие технические вопросы для «обеспечения бесперебойной работы более 1000 бригад ежедневно», говорится в ответе чиновников: 5 примеру, если машина ломается или попадает в ДТП, то автокомбинат заменяет его в течение часа. Стоимость одного машино-часа составляет 877,5 рубля и включает в себя все расходы, включая техосмотр автомобиля, его мойку и расходы на ГСМ и т.д.