В Архангельской области жители борются со строительством экотехнопарка — мусорный комплекс будет принимать отходы из Москвы. 26 ноября в Москве состоялось совещание СПЧ, на котором выяснилось, что у компании-застройщика «Технопарк» нет ни дорожной карты, ни разрешения на строительство. Несмотря на это, лес на участке, где планируется возведение мусорного комплекса, уже вырубили. Инициатором проекта стал региональный оператор сбора мусора «Экоцентр», «дочка» ГК «Чистый город». Группой компаний владеет Полина Вергун, гражданская жена объявленного в федеральный розыск чиновника Ростехнадзора Игоря Исаева. Daily Storm выяснил, что зарабатывать на вывозе мусора будут бывшие топ-менеджеры РЖД и выходцы из Сбербанка.
Проекта нет, но стройка — есть
26 ноября прошло совещание Совета по правам человека по вопросу строительства в Архангельской области экотехнопарка — мусорного комплекса, предназначенного для захоронения, утилизации и переработки твердых бытовых отходов (ТБО). Главным «поставщиком» мусора станет Москва — для этого сейчас строятся три погрузочно-разгрузочных кластера в разных районах столицы. Оттуда московский мусор поедет в том числе в Архангельскую область. Такая перспектива не радует архангелогородцев, поэтому они выходят на митинги и жалуются во всевозможные ведомства.
Строительство кластеров не устраивает и москвичей — для удобства вывоза отходов мусорные станции решили построить прямо в столице, вблизи жилых домов. Ни экологической экспертизы, ни публичных слушаний перед этим не проводили. В связи с этим на совещание были приглашены не только члены СПЧ, но и чиновники московских и региональных департаментов природоохранной сферы.
Председатель постоянной комиссии по экологическим правам Сергей Цыпленков в беседе с Daily Storm рассказал, что на данный момент вблизи железнодорожной станции Шиес вырублен лес, принадлежащий Лесфонду, и пробурены скважины — без соответствующих разрешений. По его словам, ущерб составил порядка пяти миллионов рублей. Цыпленков добавил, что дорожной карты у застройщика нет, а значит, строительные работы незаконны, считает он.
«Совещание показало, что как такового проекта нет, и совершенно непонятно, почему какие-то подготовительные работы на станции Шиес ведутся. Если проект существует, то непонятно, почему он скрывается от всех заинтересованных лиц — как от общественности, так и от органов власти. Нет соглашения между Москвой и Архангельской областью по поводу перемещения отходов, нет объекта в спецсхеме по обращению отходов в регионе — нет этого всего в системе Москвы», — рассказал Цыпленков. Ранее МВД возбудило уголовное дело в связи с незаконной вырубкой леса вблизи станции Шиес.
В связи с этим возникает вопрос — на каких основаниях строятся станции перегрузки мусора в Москве, в том числе на Люберецких очистных сооружениях (ЛОС), принадлежащих Мосводоканалу? Там строительство тоже ведется втихую — мусорным объектом мэрия Москвы это не признает, называя погрузочно-разгрузочным кластером.
По словам муниципального депутата района Некрасовка (там находятся очистные сооружения) Дмитрия Шувалова, о строительных работах на ЛОС стало известно в мае (это важная дата, к которой мы вернемся чуть позже). Изначально не было известно, что там строится: ходили слухи о мусоросортировочном заводе. Позже сотрудники Мосводоканала передали мундепам документы, из которых стало известно, что там будет осуществляться перегрузка отходов на железнодорожный транспорт.
Дмитрий Шувалов рассказал, что депутатам удалось обнаружить многочисленные нарушения при строительстве и привлечь внимание надзорных органов. В большинстве случаев в ответ на обращения приходили стандартные отписки.
Нарушения обнаружились сразу в трех сферах: землепользовании, финансах и экологии.
«Во-первых, кластер состоит из объектов капитального строительства. Он был построен без разрешения. Мосгосстройнадзор разными способами пытается защитить данное строительство, всякие фиктивные бумажки присылают. Во-вторых, в соответствии с правилами землепользования и застройки, на этом участке стоит зона «Ф» — фактическое использование. Это значит, что никакие другие объекты там строиться не могут», — рассказал Шувалов.
Следующий блок — экологический. Выше мы уже писали, что объект не прошел экологическую экспертизу. Проекта, по словам Шувалова, нет и в московской территориальной схеме по обращению с отходами.
«Санитарно-эпидемиологическое заключение они получили в Роспотребнадзоре, но, по моему мнению, оно получено незаконно, потому что, скорее всего, застройщик передал фиктивные материалы в надзорный орган. Это исходя из того, что в санитарно-эпидемиологическом заключении написано: там нет слова «мусор», там просто «груз», — объяснил Шувалов.
Также контракт на застройку не был отображен на госзакупках. По словам Шувалова, таким образом власти хотели скрыть строительство, а потом поставить жителей перед фактом и ввести объект в эксплуатацию.
За комментарием мы обратились в пресс-службу мэра Москвы, но к моменту публикации ответа не получили.
Юные дарования на службе мэрии
Строительством погрузочно-разгрузочного кластера на Люберецких очистных сооружениях (принадлежат Мосводоканалу) занимается ООО «Профземресурс». Компания была создана в начале 2018 года, собственниками, по данным СПАРК, являются два юрлица: департамент городского имущества (ДГИ) Москвы и АО «Мосводоканал».
Управляет фирмой некий Олег Панкратов. О Панкратове известно только то, что он же представляется исполнительным директором другой компании — ООО «Технопарк», которая занимается строительством в Архангельской области. К ней вернемся чуть позже.
В СПАРК указан номер «Профземресурса». На звонок нам ответила секретарь АО «Развитие активов». Девушка объяснила, что больше их компания с «Профземресурсом» не сотрудничает, а до этого они вели (предположительно, бухгалтерию) застройщика Люберецких очистных сооружений. «Развитием активов» управляет Павел Рассказов, а собственником компании является все тот же ДГИ Москвы.
Первоначальный учредитель «Профземресурса», по данным СПАРК, — ООО «Софийская набережная», «дочка» АО «КИП», которой управляет вышеупомянутый Рассказов. Он — выходец из московской мэрии — ранее работал начальником управления по работе с государственными унитарными и казенными предприятиями ДГИ.
Строительными работами на Шиесе занимается ООО «Технопарк», собственником которого тоже является ДГИ. Фирма была создана в июле 2018 года, спустя два месяца после того, как стало известно о планах построить экотехнопарк в Архангельской области. Руководит юрлицом некий Олег Подрезков 1988 года рождения. Источник в банковской сфере рассказал Daily Storm, что раньше Подрезков работал в Сбербанке.
Общественники сообщили, что в ангаре Люберецких очистных сооружений уже стоят вагоны, которые, предположительно, повезут мусор в Архангельскую область. Это видно на фотографиях, сделанных в самом ангаре. На вагонах указан их владелец — «Экорейлпро». Удивительно, но заниматься таким прибыльным бизнесом, как перевозка мусора, будет никому не известная компания, созданная в июне 2018 года. Ранее в вагонах этой же фирмы, по словам жителей Архангельской области, привозили строительную технику в Шиес.
По данным СПАРК, бенефициаром компании является Анна Чеботаева. Кроме «Экорейлпро» девушка зарегистрировала нескольких других предприятий, в том числе ООО «СЦ ТТМ» с оборотом почти полмиллиарда за 2017 год и ООО «Пэйтранс» — там цифры гораздо скромнее: 14 миллионов за тот же период. Обе организации работают в сфере услуг телефонной связи.
Брат Анны Чеботаевой Егор руководит компанией сестры «СЦ ТТМ». Он, так же как и Олег Подрезков из «Технопарка», работал в Сбербанке.
В свободное от получения дивидендов с миллиардных прибылей время Анна Чеботаева занимается благотворительностью. После запроса в Google выясняется, что она работает координатором в фонде «Алые паруса». Судя по фотографии, бенефициару многомиллионных компаний 25-30 лет. А вот учредители фонда — владельцы крупных железнодорожных операторов: Александр Елисеев, Сергей Гущин и Сергей Смыслов.
Сергей Смыслов и Сергей Гущин, по данным на 2012 год, через группу компаний Rail Garant владели 2% подвижного состава РЖД. Примечательно, что офисы Rail Garant находятся в бизнес-центре «Яуза Тауэр», где расположен фонд «Алые паруса».
Общие бизнес-интересы у Сергея Смыслова и Анны Чеботаевой нашлись и в сфере торговли недвижимостью. В 2007 году генеральным директором московской компании «Туполев Эстейт», занимающейся подготовкой недвижимости к продаже, был Смыслов, а в 2013 году гендиром стала Чеботаева.
Еще один учредитель фонда «Алые паруса» — Александр Елисеев является председателем совета директоров железнодорожного оператора Globaltrans, зарегистрированного на кипрский офшор Globaltrans Investment PLC. Также Елисеев входит в совет директоров АО «НПК» («Новая перевозочная компания»; выручка, по данным СПАРК, — 54 миллиарда рублей), занимающегося железнодорожными грузоперевозками. Компания зарегистрирована на тот же офшор, что и Globaltrans. До 2016 года бизнесмен был совладельцем НПК, а потом перешел в совет директоров. В том числе компания предоставляет свой подвижной состав РЖД — это известно из базы СПАРК.
Все владельцы офшора Globaltrans investment PLC входят в советы директоров либо Globaltrans, либо ОАО «НПК», иногда должности совмещаются. Сергей Мальцев, один из владельцев офшора, покинул пост топ-менеджера РЖД в прошлом году. В апреле этого года он стал председателем совета директоров Globaltrans, а до этого был директором компании по стратегии.
Андрей Гомон, один из управляющих Globaltrans Investment PLC, входит в совет директоров АО «НПК», а до декабря 2015 года занимал аналогичную должность в Globaltrans.
Также среди владельцев офшора указан экс-мэр столицы Кипра Михалис Зампелас. С 2008 года он состоял в совете директоров Globaltrans, а в 2013 году стал председателем, пока его не сменил Сергей Мальцев.
Жена уголовника в борьбе с московским мусором
В мае 2018 года в Архангельской области определялся региональный оператор по сбору отходов. Им стала «дочка» УК ГК «Чистый город» — ООО «Экоцентр». ГК «Чистый город» также является регоператором в Астраханской, Ростовской, Брянской областях, Республике Калмыкия, Адыгее и в Краснодарском крае.
В большинстве регионов «Чистый город» строит экотехнопарки: такие есть в нескольких районах Волгоградской области, Адыгее и других областях. Схема обычно такова: на участие в конкурсе заходит «дочка» «Чистого города», а затем они строят экотехнопарк. В случае с Архангельской областью добавились новые действующие лица в виде департамента городского имущества города Москвы, который взял возведение экотехнопарка на себя.
УК ГК «Чистый город» владеет Полина Вергун. С 2012-го до 2016 год она занимала должность руководителя комитета природных ресурсов Волгоградской области. После стала председателем совета директоров УК ГК «Чистый город».
Когда стало известно, что компания Вергун собирается участвовать в конкурсе на определение регионального оператора Архангельской области, местные СМИ припомнили, чем запомнилась Вергун в своей «мусорной» деятельности. Так, сообщалось, что гражданский муж Полины — экс-начальник Нижне-Волжского управления Ростехнадзора Игорь Исаев. В апреле 2018 года в отношении чиновника завели уголовное дело по статье 290 УК РФ (получение взятки). Исаев сбежал за границу и сейчас находится в федеральном розыске.
Когда Вергун работала в Волгограде, руководитель общественной организации «Многодетные родители» Елена Самошина заявляла, что «Игорь Исаев создает условия наибольшего благоприятствования бизнес-структурам, курируемым его гражданской женой Полиной Вергун».
Дальше — не лучше. Управляет ООО «УК ГК «Чистый город» Элла Кузьмина, экс-заместитель главы администрации городского округа Волжский. На региональном портале Волгоградской области сообщается, что в 2012 году в отношении чиновницы было заведено уголовное дело по части 2 статьи 285 УК РФ (злоупотребление должностным положением, совершенное лицом, занимающим государственную должность). На данный момент в Волжском функционирует экотехнопарк «Чистого города».
2 декабря в Ленском районе Архангельской области пройдет очередной митинг против строительства экотехнопарка.