St
Не летай или плати: в России хотят увеличить наказание за незаконное использование беспилотников
18+
Штраф может повыситься до 20-50 тысяч для физических лиц. При этом в России поставить дрон на учет нельзя Коллаж: © Daily Storm / Марина Митякова

Не летай или плати: в России хотят увеличить наказание за незаконное использование беспилотников

Штраф может повыситься до 20-50 тысяч для физических лиц. При этом в России поставить дрон на учет нельзя

Коллаж: © Daily Storm / Марина Митякова

Законопроект об увеличении штрафов за использование незарегистрированных дронов был внесен в Госдуму еще в сентябре прошлого года. Основное недовольство он вызывает у любителей беспилотников: после принятия нововведений, например, сотрудники транспортной прокуратуры могут надолго переехать в Царицынский парк и штрафовать там участников свадеб, запускающих коптеры. Прибыльное место, ведь новые санкции вырастут в 10 раз: с 2-5 тысяч до 20-50 тысяч рублей. При этом использование в России всех дронов весом до 30 килограммов невозможно и, как следствие, незаконно из-за отсутствия базы учета беспилотников до 30 килограммов. Те, что превышают эту весовую категорию, регистрируются как обычные воздушные суда.


В опубликованной петиции авиалюбители негодуют из-за законопроекта, на данный момент уже прошедшего первое чтение. Инициатива касается увеличения штрафов за нарушение правил использования воздушного и водного пространства. Главное беспокойство вызывают новые расценки для владельцев безвоздушных летательных аппаратов — то есть дронов. В рамках законопроекта предлагается повысить штрафы за незаконные запуски дронов, причем меры довольно радикальные — в 10 раз для граждан и в пять раз для должностных лиц.


Если раньше в набор оператора с дроном входили само устройство, телефон, портативная зарядка и пять тысяч рублей (на случай, если жадный сотрудник транспортной прокуратуры не поленится оформлять долгие протоколы ради пяти тысяч рублей), то теперь придется носить с собой сумму покрупнее: от 20 до 50 тысяч рублей. Конечно, для решения вопроса на месте, вероятно, хватит и 20 тысяч.


Основанием для внедрения новых правил стало увеличение числа нарушений воздушного пространства. По мнению заместителя главы Минтранса Николая Захряпина, неконтролируемое использование дронов приведет к опасности для полетов гражданской авиации и регулярных рейсов самолетов.


«За 2015-2017 годы было зафиксировано 1334 нарушения использования воздушного пространства операторами беспилотников. Есть случаи, когда дроны находились в зоне совершения регулярных рейсов самолетов, и это реально создает опасность для полетов, для безопасности пассажиров. Нам не хотелось бы доводить ситуацию до той черты, когда возникнут конкретные примеры с катастрофами, повлекшими принятие незамедлительных мер по усилению законодательства», — заявил Захряпин на заседании Госдумы.


Еще одна опасность дронов связана, внезапно, с Украиной. Объяснять подробности Захряпин не стал, рассказал лишь, что, по имеющейся у него информации, с территории Украины планируется активное использование БПЛА, что может привести к непоправимым последствиям.


В Росавиации Daily Storm сообщили, что никаких происшествий, не то что авиакатастроф, с участием операторов беспилотников в России никогда не было.

Читайте там, где удобно, и подписывайтесь на Daily Storm в Telegram, Дзен или VK.

Коллаж: © Daily Storm / Митякова Марина
Коллаж: © Daily Storm / Митякова Марина

При этом избежать штрафа довольно сложно. Дело в том, что зарегистрировать дрон до 30 килограммов в России буквально невозможно. Об этом Daily Storm рассказал Вячеслав Барбасов, руководитель портала «Российские беспилотники» и генеральный директор ООО «Съемка с воздуха».


«Давайте чуть попроще, дрон не сложно зарегистрировать — его невозможно зарегистрировать, потому что в Росавиации нет такой процедуры. В качестве обоснования увеличения штрафов говорят, что увеличивается количество авиакатастроф. Но их увеличение никак не связано с эксплуатацией беспилотников, эксперты видят, что в качестве обоснования идет бред», — рассказал Барбасов.


В США уже на протяжении нескольких лет работает система учета беспилотников. Идея там простая — знать их количество, структурировать эту информацию и помогать страховым компаниям. В России же ситуация другая, здесь, как это зачастую бывает, все сразу решили усложнить.


«Если в США эта база существует для удобства людей, то мы наоборот делаем: с тех пор как дрон стал беспилотным воздушным судном, к нему привязалось все то, что связано с воздушным судном: сертификат типа, сертификат летной годности, лицензии пилота, которые получаются в авиационном учебном центре. У нас такие центры не скоро появятся. Там целый ворох проблем», — рассказал руководитель портала «Российские беспилотники».


Стоит отметить, что в России существует неофициальная база учета дронов, сделанная ассоциацией «Аэронет». Там каждый владелец беспилотника может самостоятельно внести свой аппарат в базу и получить соответствующую справку. Правда, никакой юридической силы эта справка, конечно, не имеет.


«Мы создавали эту систему учета просто чтобы показать, что в этом нет ничего сложного, и что владельцы беспилотников не намерены скрываться от государства, ведь многие сами регистрируют свои устройства», — объяснили Daily Storm в пресс-службе «Аэронет». Тем временем в Росавиации аналогичную систему учета пытаются создать еще с 2016 года.

Коллаж: © Daily Storm / Митякова Марина
Коллаж: © Daily Storm / Митякова Марина


В разговоре с Daily Storm Вячеслав Барбасов отметил, что в случае с моряками (увеличение штрафов коснется и использования речного пространства) все понятно, там действительно низкие штрафы и много происшествий. А вот статистика по авиакатастрофам никакого отношения к дронам не имеет, и использовали ее для обоснования закона только потому, что статистики по беспилотникам в России не существует.


Таким образом, получается, что летать по закону вообще нигде нельзя, но раньше штраф составлял всего пять тысяч и не каждый сотрудник полиции ради этих денег готов был заполнять кучу протоколов и вообще тратить на это время.


Однако новые штрафы должны заметно повысить мотивацию полиции на фиксирование нарушений использования воздушного пространства при помощи дронов.


«Это все приведет к тому, что в парке Царицыно, когда пойдут свадьбы, будут стоять два человека из транспортной прокуратуры и все штрафы собирать — отличная точка, если максимальный штраф 50 тысяч рублей, то за 20 тысяч вполне можно договориться на месте. И вот у тебя за день 10 свадеб — и можно на Мальдивы лететь», — рассуждает Барбасов.


По мнению эксперта, новые штрафы просто снизят количество пользователей дронов, либо операторы научатся быстрее бегать от полиции.


«В другом случае — ну штраф административный пять тысяч, эта сумма у нас входит в VIP-комплект для оператора, просто выдаются всегда, потому что мало ли что. Теперь, видимо, будут выдаваться 50 тысяч», — заключил Вячеслав Барбасов.

Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...