St
Поставщики коптеров для госкомпаний РФ: кто они и сколько зарабатывают
18+
За дроны в России готовы платить нефтяные и газовые компании, полиция и банки Фото: © GLOBAL LOOK press/Amazon

Поставщики коптеров для госкомпаний РФ: кто они и сколько зарабатывают

За дроны в России готовы платить нефтяные и газовые компании, полиция и банки

Фото: © GLOBAL LOOK press/Amazon

Объем мирового рынка беспилотных летательных аппаратов превышает два миллиарда долларов. В ближайшие годы эта цифра будет расти. По оценкам Global Market Insights, Inc., к 2024-му она достигнет отметки в 17 миллиардов долларов. «Шторм» рассказывает о российских производителях беспилотников, которым удалось выстроить отношения с госкомпаниями и начать на дронах зарабатывать.


Активное использование беспилотников становится трендом не только на Западе, но и у нас в стране. Так, по информации «Коммерсантъ», Минтранс готовится изменить правила полетов гражданских БПЛА — уменьшить ограничения и сократить бумажную волокиту.


Госкомпании, в свою очередь, активно тратят деньги на дроны.

Читайте там, где удобно, и подписывайтесь на Daily Storm в Telegram, Дзен или VK.

Скриншот: © Daily Storm
Скриншот: © Daily Storm

Zala Aero


Больше всего контрактов в системе государственных закупок в 2017 году (а также по итогам пяти с половиной месяцев в текущем году) удалось заключить компании «ЦСТ» из Ижевска, которая работает под брендом Zala.


На 51% компания принадлежит концерну «Калашников» (а через него «Ростеху»), на 49% — основателю «ЦСТ» и ее генеральному директору Александру Захарову.


Самым удачным с точки зрения госконтрактов для «ЦСТ» стал 2015 год (заключено договоров на 832 миллиона рублей), когда дроны Zala массово закупали подразделения МВД и войсковые части ФСБ. В 2016 году эта тенденция продолжилась (контракты на 671 миллион рублей): заинтересованность в дронах проявили полицейские. Также концерн «Калашников» заключил со своей «дочкой» контракт на 105 миллионов рублей — на разработку таинственного изделия УБ-1. Его описание в документации на закупку отсутствует.


В 2018 году структура заказов несколько изменилось. Контрактов с силовиками стало меньше, зато появились соглашения с компаниями из нефтегазового сектора — на воздушное патрулирование трубопроводов. Соглашения с «дочками» «Газпрома» и «Роснефти» принесли Zala более 100 миллионов рублей. Еще один большой пласт контрактов — техническое обслуживание дронов.


Параллельно с разработкой беспилотников специалисты «ЦСТ» занимались созданием средств для борьбы с дронами. В 2017 году концерн »Калашников» презентовал винтовку для охоты на беспилотники REX-1, созданные в компании Zala. В «ЦСТ» заявили, что ружье-антидрон может стоит от 5 до 50 тысяч долларов.

Скриншот: © Daily Storm
Скриншот: © Daily Storm

Supercam


Ближайший конкурент Zala — и по финансовым показателям, и чисто географически — это компания «Финко» из Ижевска. Они поставляют на рынок продукцию под брендом Supercam.


Ее создатель — Максим Шинкевич, который работал заместителем генерального директора в Zala Aero. Сейчас ему принадлежат 50% компании «Финко», еще 50% — у ижевского предпринимателя Дмитрия Шарова.


За отметку в 100 миллионов рублей в год на госконтрактах Supercam удалось выйти только в 2017-м (заключено соглашений на 153 миллиона рублей). В отличие от Zala Aero, находящейся под крылом у «Ростеха», «Финко» долгое время не удавалось получать контракты от силовиков.


Компания зарабатывала как на соглашениях о патрулировании трубопроводов («Газпром», «Роснефть», «Сахатранснефтегаз» и другие), так и непосредственно на поставках дронов («Авиалесоохрана», аэропорт Домодедово и другие). В 2018 году «Финко» удалось подписать первое серьезное соглашение на поставку беспилотников для полицейских. Правда, номинальным покупателем было не МВД, а Департамент региональной безопасности и противодействия коррупции города Москвы.


Чиновники за 79 миллионов приобрели у Supercam для столичной полиции два передвижных комплекса для наблюдения за окружающей обстановкой при помощи дронов. Туда входит два автомобиля (фургон и минивэн) и мотоциклы, с которых операторы смогут управлять беспилотниками, набор дронов, а также средства для нейтрализации чужих БПЛА в зоне интересов правоохранителей.


Всего в 2018 году компания «Финко» получила госконтрактов на 211 миллионов рублей.

Фото: © facebook.com/pg/geoscan.uav

Geoscan


Компания «Геоскан» (Geoscan) из Санкт-Петербурга попала в список создателей дронов, востребованных госкомпаниями, благодаря своему соглашению на 93 миллиона рублей на аэрофотосъемку и создание геодезически точной 3D-модели Тульской области. Контракт был заключен в 2017 году, а заказчиком по нему выступило ООО «Титул» — дочерняя фирма самого «Геоскана» и Российской венчурной компании из «Сколково».


Также бренд Geoscan обслуживает еще одна компания из Санкт-Петербурга — ООО «Плаз». В 2017 году она заключила госконтрактов на 121 миллион рублей — на поставку дронов в учебные заведения и аэрофотосъемку и создание моделей — с несколькими десятками заказчиков, включая «родственное» ООО «Титул».


Владельцы Geoscan — Семенов Алексей Евгеньевич и Семенов Дмитрий Алексеевич. Их компании «Плаз» и «Геоскан» близки не только к «Сколково», но и весьма влиятельному Агентству стратегических инициатив (АСИ). Согласно информации с официального сайта АСИ, дроны Geoscan применялись не только в Тульской области:


«Геоскан» создает уникальные отечественные беспилотные летательные аппараты, превосходящие мировые аналоги. Они используются в сельском хозяйстве и способны за один полет выполнить мультиспектральную съемку до 3000 гектаров посевов. С помощью этих беспилотников проведены самые масштабные в России работы изыскания на трассе «Шелковый путь» протяженностью более 2000 километров, а также создана детальная 3D-модель города Томска площадью 320 квадратных километров. Более 200 беспилотников компании сегодня работают у нас и за рубежом — в Казахстане, Белоруссии, Киргизии, Греции, Мексике, Швейцарии, Бразилии».

Фото: © facebook.com/aeroxo

Aeroxo


Небольшая московская компания «Аэроксо» — еще один резидент «Сколково». Хотя создатели Aeroxo позиционируют свою фирму как стартап, им удалось ярко проявить себя в сфере государственных закупок.


В 2017 году ООО «Аэроксо» заключило соглашение со Сбербанком об испытании инкассаторского дрона (конвертоплана). В июне прошлого года представители банка отчитались об успехе: дрон в рамках пилотного проекта успешно доставил наличные от кассового центра до инкассаторского автомобиля, двигаясь со скоростью около 180 километров в час. Пролетел он около 10 километров.


Aeroxo заработало на этих испытаниях не слишком много. Соглашение было всего на миллион рублей, однако получило хорошую рекламу — благодаря сотрудничеству со Сбербанком.


Ключевые собственники ООО «Аэроксо» – это латвийская компания «Гелио» и Илья Голубович, сын топ-менеджера ЮКОСа Алексея Голубовича, который проходил обвиняемым по делу о хищениях в компании, но после того как дал показания на Ходорковского, сменил свой статус на свидетеля.


В отличие от большинства российских производителей БПЛА, делающих акцент на разработку дронов типа «летающее крыло», востребованных в нефтяных и газовых компаниях, в Aeroxo уделяют внимание футуристическим проектам, вроде авиабайка — персонального летающего мотоцикла.

Скриншот: © Daily Storm
Скриншот: © Daily Storm

COEX


Компания «Коптер Экспресс Технологии» (COEX) казанского предпринимателя Олега Понфиленка отчасти напоминает Aeroxо: стартап, резидент «Сколково»; в заголовки СМИ начала попадать благодаря яркой акции — первой в России коммерческой доставке пиццы при помощи коптера. Это знаковое для компании событие произошло в 2014 году в Сыктывкаре.


Еще немного рекламы COEX «подарили» органы прокуратуры и суд, которые пытались привлечь «Коптер Экспресс» к ответственности за нарушение воздушного пространства и осуществление грузоперевозки по воздуху без лицензии. Тяжбы продолжались нескольких месяцев и завершились в пользу предпринимателя.


После этого компании удалось заключить контракт на поставку оборудования для детского технопарка «Кванториум» на шесть миллионов рублей. Других серьезных успехов на госторгах у COEX не было. Лучший результат в 2018 году — контракт на 744 тысячи рублей с университетом имени Ярослава Мудрого в Великом Новгороде.

Фото: © GLOBAL LOOK press/Ferrar
Фото: © GLOBAL LOOK press/Ferrar

IDS


Беспилотный комплекс IDS от Восточной арматурной компании (ВАРК) пока находится в числе перспективных разработок — еще ни одной его поставки в рамках госзакупок не состоялось.


Однако обратить на него внимание стоит, потому что ВАРК со своей продукцией пытается составить конкуренции главных игрокам на этом рынке — Zala Aero и Supercam.


Партнер ВАРК по разработке — компания «ИДС Технологии», которая в 2017 году заключила контракт на 5,7 миллиона рублей на обследование «Нефтеюганских электрических сетей» с помощью беспилотного летательного аппарата с «Тюменьэнерго».


ВАРК на 98% принадлежит кипрской EASTERN VALVE ALLIANCE LTD, а среди основных клиентов компании значатся дочерние предприятия «Роснефти» и «Газпрома».

Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...