Закупки Российских железных дорог всегда привлекают внимание прессы: чем выше стоимость лота, тем больше вопросов возникает к поставщику-победителю. Копнешь глубже – тут же всплывают известные фамилии и вопрос «Почему?» моментально отпадает.
В этом году, правда, расходы другие – уменьшились вдвое по сравнению с 2016-м. По данным СПАРК, в 2017-м общая стоимость контрактов на поставку и оказание РЖД услуг составила почти 654 миллиарда рублей (против 1,24 триллиона рублей годом ранее). «Шторм» изучил ряд из них – методом случайной выборки.
Что связывает РЖД и Globaltrans
Внимание привлекли договоры, заключенные с ООО «Гаммаресурс». Компания с ничем не примечательным названием, в которой трудятся не более пяти сотрудников, имеет трехмиллиардную выручку. Ее офис располагается на юго-востоке столицы. Организация специализируется на оптовой торговле металлами и топливом, но РЖД поставляют не только их — еще и форменную одежду. Наряду с ней периодически отхватывает контракты ООО «Техноресурс» (выручка — 1,2 миллиарда рублей). Обе компании учреждены летом 2007 года с разницей в несколько дней лицами, которые связаны между собой.
Некоторое время «Гаммаресурсом» владела кипрская компания Leverret Holding Limited. Офшору, как много лет назад писали СМИ, принадлежали акции Туапсинского морского торгового порта (ТМТП). Им руководит Артемис М. Томейдес, являющийся заместителем директора Globaltrans Investment PLC. А вот владельцами Globaltrans, в свою очередь, выступают бывшие партнеры Игоря Ротенберга — миллиардеры из списка Forbes Константин Николаев, Андрей Филатов и Никита Мишин (занимают 105, 109 и 104-е места соответственно).
Кроме того, кипрская Leverret связана с компанией «Северная башня», которой принадлежит одноименный бизнес-центр в Москва-Сити. Один из ее совладельцев Игорь Левитин, экс-министр транспорта России и бывший член совета директоров ТМТП.
Интересный нюанс: среди акционеров «Гаммаресурса» и «Техноресурса» фигурирует некто Ашот Човушян. Его брат Эдуард управляет компанией «Петролеспорт», входящей в структуру Globaltrans. Другой держатель акций — бизнесмен Александр Телков. Свои деньги он инвестировал в «Интерстрой», помогающий РЖД ремонтировать здания и автомобили. В 2016 году общество получило от монополиста 837 миллионов рублей.
Экс-глава «Техноресурса» — Эдуард Аракелян — в 2014 году возглавлял дочернюю структуру «НС-Инвест». Руководителем головной компании является Андрей Гомон, бывший член совета директоров Globaltrans и советник главы ПГК (принадлежит РЖД). Сейчас возглавляет представительство кипрской «Голдтрон инвестментс», зарегистрированной по тому же адресу, что и Globaltrans.
Бывшая гендиректор «Гаммаресурса» Лариса Селяметова ныне руководит компанией «Стройинжиниринг девелопмент». В числе совладельцев организации — «Куортиа ЛТД» и ИК «Тулома», пакет акций последней принадлежит упомянутому выше предпринимателю Филатову.
«Куортиа ЛТД», хотя и никак не связана с РЖД либо Globaltrans, имеет отношение к сервису по доставке еды «Обед.ру» (в числе акционеров — Сергей Габестро, председатель Общественного совета при Минвостокразвития) и застройщику элитного жилого квартала «Александровский» в Петербурге.
С сыном Матвиенко и опальным экс-губернатором
Помимо этого, РЖД в этом году заплатили пять миллионов рублей ООО «ОтельСтрой» за размещение в гостинице сотрудников организации и оформление зала для проведения конференции. Одним из совладельцев ООО выступает «Первый хлебокомбинат» из УК «Макфа», руководит которой отец экс-сенатора Челябинской области Михаила Юревича.
Монополист не только платит, но и получает деньги: например, управление Федеральной службы безопасности по Петербургу и Ленобласти арендует у него помещение площадью 380 квадратных метров, располагающееся на Невском проспекте, рядом с Московским вокзалом.
Еще один любопытный контрагент РЖД — компания «Сорвел», специализирующаяся на торговле и ликвидации загрязнений, как указано в ЕГРЮЛ. В рассматриваемом случае вопрос вызвала, правда, одна из прошлогодних закупок: тогда поставщик должен был доставить заказчику 150 адресных папок по 4438 рублей за штуку. Эти папки, как указывается в документации, должны были быть пурпурного цвета и обтянуты овечьей кожей, внутренняя сторона — оклеена натуральным бархатом светло-кораллового цвета. На ней же — блинтовое тиснение «с высоким рельефом, заполняющее всю площадь разворота, выполненным в стиле древнерусского орнамента». В этом году организация не сорвала куш: РЖД заплатили ей порядка 700 тысяч рублей за изготовление табличек и поставку сувенирной продукции – например, датированных ежедневников для руководства по 1074 рубля.
ООО «РЖД Интернешнл», дочерняя структура, с 2015 года сотрудничает с АНО «Институт исследования вопросов международных интеграций». Организации за последние три года заключили друг с другом контракты более чем на 25 миллионов рублей. АНО по заказу монополиста проводит маркетинговые исследования за рубежом и делает макроанализ рынка транспортной инфраструктуры Греции. На сайте Минюста нет никакой отчетности о деятельности этой организации. В СПАРКе указано, что участие в ее уставном капитале приняла еще одна АНО — «Институт организации договора о коллективной безопасности», связанная с Советом коллективной безопасности, куда входят главы шести государств: России, Беларуси, Армении, Казахстана, Киргизии и Таджикистана.
Авиабилеты, бронь гостиниц и оформление виз «дочка» РЖД — «РЖД Интернешнл» — нередко закупает у столичной «Олимпии бизнес тревел» (в прошлом году за контракты монополист заплатил 15 миллионов рублей, в этом – уже 21,7 миллиона рублей). Если проследить связь по цепочке ее принадлежности, то можно выйти на ЗАО «Империя», собственником которого пресса называла сына нынешнего спикера Совета Федерации Валентины Матвиенко.
Зарегистрированная в Саратове компания «Акватория» в этом году продала РЖД земельный участок стоимостью почти 5,4 миллиона рублей. Все бы ничего, да вот только одним из ее совладельцев числятся экс-начальник Приволжской железной дороги Александр Храпатый и его брат Сергей. Бывший – потому что прошлым летом был уволен с должности из-за коррупционного скандала: чиновник якобы лоббировал интересы связанных с ним структур.
Время — деньги
Не часто, но закупают РЖД и наградную продукцию: так, 30 орденов обошлись им в 2,8 миллиона рублей (по 90 тысяч рублей за один экземпляр). Среди множества закупок затерялась еще одна: заказ 75 бутылок алкогольной продукции, включая водку, джин, шампанское и виски на 3,4 миллиона рублей (то есть каждая бутылка обходится более чем в 45 тысяч рублей).
Любят Российские железные дороги порадовать своих работников часами. Центральной дирекции управления движением, например, вручили их на 1,3 миллиона рублей — по 4 000 рублей за одну штуку. У часовой компании «Денисов» была закуплена сотня часов, причем женщинам вручаются дороже — по 11 210 рублей, а мужчинам — по 7 198 рублей. Кто стал их обладателем, в документации госзакупки не указано, но понятно, что речь идет о лицах руководящего звена.
Также РЖД ежегодно перечисляют в качестве спонсорских вкладов более сотни миллионов рублей для проведения форумов и конференций компании «Бизнес Диалог», принадлежащей кипрскому офшору, по утверждениям СМИ, связанному с сыном бывшего главы РЖД Владимира Якунина Андреем.
Вдобавок ко всему в начале осени РЖД заключили контракт с «РЖД Интернешнл» на 8,3 миллиона евро (574 миллиона рублей). В рамках договора нужно рассмотреть вопрос об увеличении скорости движения пассажирских поездов в Индии. Подрядчиком выступает АО «Росжелдорпроект» — оно разработает технико-экономическое обоснование за 7,5 миллиона евро (515 миллионов рублей). Таким образом, при передаче выполнения работ подрядчику «РЖД Интернешнл» удерживает порядка 59 миллионов рублей.