St
Прокуратура хочет отнять у Южно-Уральского университета лицензию на подготовку пилотов
Ведущие российские авиакомпании, в том числе «Аэрофлот» и «Уральские авиалинии», рискуют потерять летчиков

Прокуратура хочет отнять у Южно-Уральского университета лицензию на подготовку пилотов

Ведущие российские авиакомпании, в том числе «Аэрофлот» и «Уральские авиалинии», рискуют потерять летчиков

Челябинская транспортная прокуратура потребовала запретить Южно-Уральскому государственному университету (ЮУрГУ) обучать пилотов. Бывшие кураторы курсантов опасаются, что выпускников ЮУрГУ начнут лишать пилотских свидетельств. Речь идет более чем о сотне летчиков. Часть из них работают в ведущих российских авиакомпаниях, в том числе в «Аэрофлоте», «Уральских авиалиниях» и «ЮТэйр».


Претензии надзорных ведомств к Южно-Уральскому госуниверситету появились после гибели выпускника вуза Сергея Гамбаряна. Он был вторым пилотом самолета Ан-148 «Саратовских авиалиний», который 11 февраля 2018 года потерпел крушение в Подмосковье. После катастрофы в учебное заведение с проверкой наведалась Уральская транспортная прокуратура, а затем и Следственный комитет России. Следователям, как рассказывал «Шторму» близкий к руководству вуза источник, было поручено проверить законность обучения в ЮУрГУ коммерческих пилотов (могут работать в авиакомпаниях). Параллельно со Следственным комитетом и прокуратурой свою проверку проводила Росавиация (выступит в суде по ЮУрГУ в качестве третьего лица). Ведомство разослало своим филиалам телеграммы с требованием предоставить списки пилотов и сведения об их первоначальной подготовке.


По итогам комплексной проверки в начале апреля 60 выпускников ЮУрГУ были лишены пилотских свидетельств. Среди них — действующие пилоты авиакомпаний Pegas Fly, «РусЛайн» и «Ямал». Источник «Шторма» также называл «Россию» и «Аэрофлот» в числе компаний, где работали оставшиеся без свидетельств пилоты.


undefined
Главный учебный корпус Южно-Уральского государственного университета Фото: © commons.wikimedia.org

30 выпускников решено было отправить на переобучение в Санкт-Петербургский государственный университет гражданский авиации. Переподготовку обязался оплатить за свой счет ЮУрГУ. Остальные «лишенцы» отстаивают в судах свое право летать. И многие пока продолжают это делать. Суды в разных регионах принимают решения как в пользу выпускников ЮУрГУ и «ЧелАвиа», так и против. Особенно неудачным для летчиков оказался процесс в Хабаровском краевом суде: 8 июня семь пилотов хабаровского подразделения авиакомпании «Аврора» проиграли Росавиации и лишились права подниматься в небо. Однако большая часть дел против выпускников Южно-Уральского вуза все-таки показывает положительную для пилотов динамику, настаивают их бывшие преподаватели.


«Всего за время совместной работы ЮУрГУ с авиационным учебным центром «ЧелАвиа» вуз подготовил около 300 пилотов», — сообщил директор ЧПОУ «ЧЛУГА» (бывший центр «ЧелАвиа») Александр Матусевич. По его словам, сейчас выпускники вуза и учебного центра работают в ведущих российских авиакомпаниях. В том числе в «Аэрофлоте», S7, «Уральских авиалиниях», «ЮТэйр», Red Wings и «Авроре». Два источника «Шторма» в Челябинском летном училище подтверждают, что выпускники ЮУрГУ и «ЧелАвиа» трудятся в «Аэрофлоте», «Уральских авиалиниях» и «ЮТэйр». «В новосибирской авиакомпании «Нимбус» тоже ребята работают», — добавил один из собеседников.


«Есть и линейные пилоты уже, и в командиры ввелись. В «Авроре» наших 16 человек летает», — уточнил собеседник издания.


Руководитель ЧЛУГА (прекратило работу по решению суда) уверен, что за претензиями прокуратуры к ЮУрГУ последуют массовые отзывы у летчиков свидетельств. Он отмечает, что разбирательство надзорных ведомств с ЮУрГУ происходит на фоне заявления «Аэрофлота» о дефиците пилотов в России.


undefined
Матусевич Александр Иванович; Директор ЧПОУ «ЧЛУГА» Фото: © chel-avia.ru

Источник в Росавиации сообщил «Шторму», что иск прокуратуры касается программ среднего и дополнительного профессионального образования — СПО и ДПО, которые ЮУрГУ реализовывал совместно с авиационным учебным центром «ЧелАвиа». То есть всех программ, по которым ЮУрГУ обучал авиаторов.


Программа среднего профессионального образования в ЮУрГУ предусматривала обучение летных кадров с нуля, программа дополнительного профессионального — переподготовку выпускников технических вузов на пилотов. Среднее профессиональное образование в ЮУрГУ было рассчитано на 2 года 10 месяцев, пилотов ДПО готовили за 10 месяцев.


В 2015 году ЮУрГУ и центр «ЧелАвиа» разорвали контракт, после того как последний получил лицензию от Министерства образования и сам стал с нуля готовить пилотов. Однако самостоятельная работа «ЧелАвиа» (переименован в Челябинское летное училище гражданской авиации) продлилась недолго. В 2016 году Росавиация отказалась продлить сертификат училища, позднее суд запретил ЧЛУГА обучать пилотов. А курсантам, которые должны были выпуститься в 2017 году, решено было отказать в выдаче пилотских.


Иск прокуратуры к ЮУрГУ будет рассматриваться в Челябинском районном суде в начале сентября. В Челябинской транспортной прокуратуре, Южно-Уральском государственном университете оперативно не смогли ответить на вопросы «Шторма».


Справка


Массовые лишения пилотов свидетельств начались в России после ряда авиакатастроф в конце 2014 года. Спусковым крючком стало расследование уголовного дела по крушению «Боинга» в Казани в ноябре 2013 года. По итогам проверок выяснилось, что командир самолета Рустем Салихов имел поддельные документы. По данным Следственного комитета, в 2014 году с купленными документами в России летали 135 пилотов, в том числе летчики крупнейших авиакомпаний.


Росавиация проверила этих пилотов. Около сотни из них были лишены летных прав. В следующие четыре года ведомство отозвало лицензии еще у нескольких сотен человек.