В Подмосковье потерпел крушение пассажирский самолет Ан-148 авиакомпании «Саратовские авиалинии». Все находившиеся на борту — 65 пассажиров и шесть членов экипажа — погибли. Обломки самолета и тела разбросало на несколько километров.
Ан-148 следовал по маршруту Москва — Орск (Оренбургская область). Спустя четыре минуты после вылета из аэропорта Домодедово самолет перестал выходить на связь. Его обломки нашли в Раменском районе Московской области.
МЧС уже опубликовало список всех находившихся на борту, в основном это жители Оренбургской области. В регионе объявили 12 февраля днем траура.
Разбившийся самолет был выпущен в 2010 году. До 2016 года он эксплуатировался авиакомпанией «Россия», потом его приобрели «Саратовские авиалинии». В компании-перевозчике рассказали, что воздушное судно находилось в исправном состоянии.
Версии
Источник агентства «Интерфакс» выдвинул версию о столкновении Ан-148 с вертолетом «Почты России». Однако в организации уже опровергли эту информацию, отметив, что у предприятия нет вертолетов — только два самолета Ту-204С.
Также сообщалось, что разбившийся Ан-148 якобы перед вылетом не был обработан противообледенительной жидкостью, растапливающей замерзшие осадки, которые могут ухудшить аэродинамические свойства самолета.
Источник «Шторма» в авиационной отрасли считает, что крушение может быть связано с техническими неполадками и неисправностью в управлении Ан-148. Он напомнил, что с этой моделью самолета ранее происходили инциденты. Они были связаны с нештатным функционированием системы управления полетом самолета, с шасси и системой электроснабжения.
В частности, в 2013 году у самолета Ан‑148 авиакомпании «Россия», следовавшего из Петербурга в Самару, при заходе на посадку не вышло шасси, экипаж тогда увел самолет на второй круг и совершил экстренную посадку в самарском аэропорту Курумоч. Специалист напоминает о случаях отказа двигателя у Ан-148.
Также у перевозчика были претензии к системе интеграции общесамолетного оборудования, пилотажно‑навигационному оборудованию, средствам управления полетом и вспомогательной силовой установке этой модели самолета. В свою очередь, версия об ошибке экипажа, по мнению собеседника, наименее вероятна — оба пилота были опытные, к их послужному списку претензий нет.
Командир самолета Валерий Губанов был военным летчиком, он имел пять тысяч часов налета, при этом 2,8 тысячи из них — на Ан-148.
«Учитывая, что Ан-148 — относительно новый самолет, его начали разрабатывать в 2001 году, а в небо он впервые он поднялся в 2004-м, командир [Валерий Губанов] фактически эксплуатировал его с самого начала», — отмечает собеседник.
Второй пилот, Сергей Гамбарян, имел 812 часов налета, он летал только на Ан-148.
Как рассказал «Шторму» источник, знакомый с однокурсником Гамбаряна, он учился в Московском государственном техническом университете гражданской авиации. «Там он получил хорошее техническое образование, а налет уже приобрел в Челябинском летном училище гражданской авиации (ЧЛУГА)», — добавил собеседник.
Борт RA-61704
Ан-148-100B был передан авиаперевозчику 24 марта 2017 года. За четыре месяца до этого, 21 октября в ангаре ОАО «Саратовские авиалинии» был устроен настоящий фуршет по случаю поступления первого Ан в авиакомпанию. Там под звуки небольшого оркестра, при хорошем освещении, в окружении улыбчивой публики о перспективах развития воздушного флота говорил генеральный директор компании Алексей Вахромеев.
«В 2016 году были открыты 11 новых направлений, что стало рекордом для авиапредприятия. Учитывая, что такие высокие результаты по пассажирским перевозкам прежде всего достигнуты на внутренних маршрутах по России, приобретение новых типов ВС для «Саратовских авиалиний» будет очень кстати», — заявлял тогда Вархомеев.
Упавший Ан-148 укомплектовывался деталями своего близнеца с бортовым номером RA-61701. Последний не прошел предпоставочные доработки авиастроительной компании «ВАСО» («Воронежское акционерное самолетостроительное общество»), которая занималась доработкой судов перед их передачей «Саратовским авиалиниям», и поэтому стал донором для RA-61704.
Что известно о перевозчике
Компания «Саратовские авиалинии» — частная. В советские времена она называлась «Саратовский объединенный авиаотряд» и была частью системы «Аэрофлота». Но Советский Союз развалился, и главная авиакомпания страны повторила его судьбу. Многие региональные подразделения зажили своей жизнью, в том числе и саратовское: в 1994 году оно прошло через процедуру акционирования. Тогда же и получила нынешнее название — «Саратовские авиалинии».
Впрочем, государство довольно долго продолжало контролировать компанию, хоть и опосредованно: 51% акций находился у концерна «Ростехнологии». Курировал компанию один из самых близких к авиации сотрудников «Ростеха» — советник Сергея Чемезова Игорь Моисеенко.
В конце 2011 года с контрольным пакетом акций «Саратовских авиалиний» государство провело интересный маневр: в ноябре «Ростех» передал их «Аэрофлоту», а уже в декабре «Аэрофлот» продал их зарегистрированным в Белизе компаниям — Tricona Enterprises Inc. и Avalon Ventures Inc.
Впрочем, сразу после той сделки саратовские СМИ написали, что новый владелец главного авиационного предприятия города — местный бизнесмен Аркадий Евстафьев (в 2007 году через ЗАО «Инвестхолдинг Энергетический союз» он приобрел 25% акций перевозчика у другого саратовского олигарха — Романа Пипии).
Сразу после сделки, с декабря 2011 года с самолетами «Саратовских авиалиний» начали возникать проблемы: в 2012-м сначала на одном из бортов отказал средний двигатель, затем у другого самолета случились проблемы с подкрылками. Но оба раза экипажам удавалось посадить машины, и серьезных неприятностей у перевозчика с правоохранителями не было.
Аркадий Евстафьев — довольно редкий для России тип бизнесмена. Он — олигарх-оппозиционер. Впрочем, без оголтелости. Если бы он стал губернатором Саратовской области (в 2015-м он заявлял о таких надеждах), то занял бы нишу Никиты Белых.
Евстафьев, хоть и отучился в Высшей школе КГБ в 90-е годы, примкнул не к силовой команде, а к либералам-реформаторам. Ближе всех он сошелся с Анатолием Чубайсом. С 1992-го по 1995 год он проработал у него пресс-секретарем, а в 1996-м попался со знаменитой коробкой из-под ксерокса с 500 тысячами долларов (по информации ФСБ, эти деньги были «изъяты» из предвыборного фонда Бориса Ельцина).
При новом президенте Евстафьев тоже сначала сумел отыскать свое место: получил в 2001 году назначение на пост руководителя «Мосэнерго», а затем попал в серьезные неприятности — в 2005 году после аварии без электричества остались части Московской, Калужской, Тульской и Рязанской областей.
Аркадий Евстафьев тогда допустил тактическую ошибку, заявив, что нужно повышать тарифы, чтобы не случалось подобных неприятностей (хотя компания работала в плюс и собиралась выплатить акционерам высокие дивиденды — порядка миллиарда рублей). Президент Путин назвал такую позицию цинизмом, и либерал Евстафьев отправился в отставку.
После того эпизода Евстафьев пропал из федеральной повестки, мелькнув только однажды, когда в 2006 году прокуратура заинтересовалось неуплатой налогов в «Мосэнерго», но до суда то дело не дошло.
Впрочем, на красивой жизни олигарха этот уход в тень никак не сказался. Саратовские СМИ сумели узнать о вилле его дочери в Италии. Вот как описывает построенную в XVIII веке Villa Lena вблизи Флоренции издание «Взгляд-Инфо»: «Это 14 апартаментов и две виллы с белоснежными стенами, терракотовыми полами и винтажной мебелью».
На почве богатства и либеральных взглядов состоялось возвращение Аркадия Евстафьева в большую политику — когда Михаил Прохоров начал свою президентскую кампанию, владелец «Саратовских авиалиний» стал его доверенным лицом в области. Затем уже лично попытался пробиться в Государственную думу по спискам «РПР-Парнас» в 2012-м, но потерпел неудачу.
Кроме авиакомпании, у Евстафьева есть и другие предприятия в Поволжье: завод «Тольяттинский трансформатор», банк «Агророс» и завод «ЖБК-1». Плюс подконтрольные ему СМИ: газета «Недели в Саратове» и «Свободные новости».
От компаний из Белиза Аркадий Евстафьев избавился сразу после заявлений президента Путина о необходимости деофшоризации, переписав все на ЗАО «Инвест-холдинг «ЭНЕРГОСОЮЗ» и ООО «Союз-Инвест».
Андрей Дубровский
Илья Юшков
Илья Горшков