St
Путь «Яндекса» к «компромиссу»: что предшествовало подписанию антипиратского меморандума
У компании были проблемы с «Яндекс.Такси», сливами Google Docs, пиратским контентом, иностранным капиталом и акциями Фото: © GLOBAL LOOK press / Anton Belitsky

Путь «Яндекса» к «компромиссу»: что предшествовало подписанию антипиратского меморандума

У компании были проблемы с «Яндекс.Такси», сливами Google Docs, пиратским контентом, иностранным капиталом и акциями

Фото: © GLOBAL LOOK press / Anton Belitsky

За последние полгода «Яндекс» стал, пожалуй, самой активно обсуждаемой технологической компанией в России. С периодичностью в несколько недель IT-гигант попадал в центр внимания СМИ. Большинство инфоповодов нельзя назвать позитивными. Все началось с инцидента с водителем «Яндекс.Такси», сбившим людей в центре Москвы, во время чемпионата мира, а закончилось подписанием антипиратского меморандума между правообладателями и игроками рынка. Рассказываем о пути независимой технологической компании к подписанию соглашения с Роскомнадзором, Mail.Ru Group, «Газпромом», «Рамблером» и другими игроками рынка.


Вездеход из «Яндекса»


16 июня — первый день после официального старта мундиаля-2018 в России. Открытие проходило в московских «Лужниках». На улицах столицы — сотни иностранных болельщиков. Центр города полностью забит туристами со всего света. На Ильинке происходит страшное ДТП. Водитель желтого Hyundai Solaris выезжает на тротуар и начинает сбивать прохожих. Проехав несколько десятков метров, автомобиль останавливается, водитель открывает дверь и начинает бежать прочь от толпы людей, окруживших машину.


Видео с места происшествия в считанные часы разлетелись по Сети. «Теракт по парижскому сценарию», — говорили пользователи интернета. Однако все оказалось гораздо прозаичнее.


За рулем автомобиля находился уроженец Республики Кыргызстан — Анарбек Чингиз. Виновник был задержан в тот же день. На допросе у следователей мужчина заявил, что совершил наезд непреднамеренно, просто работал по 20 часов в день, остальное время оставалось на сон.




В результате инцидента пострадали восемь человек, в том числе две гражданки Мексики и одна гражданка Украины. Реакция не заставила долго ждать. Уже 3 июля пленум Верховного суда вводит постановление о повышенной ответственности агрегаторов. Таким образом, помимо водителя и автопарка за жизнь и здоровье клиентов отвечает компания, которая предоставляет диспетчерские услуги.


Индексируй все


На следующий день — 4 июля — в поисковой выдаче российского сервиса «Яндекс» появились личные данные пользователей Google Docs. Поисковик проиндексировал сервис конкурента для хранения файлов пользователей. В результате тысячи документов, которыми пользователи делились с помощью ссылок, стали доступны всем желающим. Инцидентом заинтересовался Роскомнадзор, попросивший компанию объяснить случившееся.


Немного позже пресс-секретарь IT-корпорации объяснил утечку.


«Яндекс» индексирует только открытую часть интернета — те страницы, которые доступны при переходе по ссылкам без ввода логина и пароля. Страницы, индексация которых запрещена администратором сайта в файле robots.txt, «Яндекс» не индексирует, даже если они находятся в открытой части интернета. Вечером в среду в службу поддержки обратились пользователи с жалобами на недоступность файлов на docs.google.com. Наша служба безопасности связывается сейчас с коллегами из Google, чтобы обратить их внимание на то, что в этих файлах может оказаться приватная информация», — рассказал Грабовский.


Антипиратская кампания


В августе стартовала кампания по борьбе с пиратством. Все началось с бойкота крупнейших медиахолдингов. «Газпром-медиа», «Национальная Медиа Группа» (НМГ), а также Первый канал сняли с главной страницы «Яндекса» трансляции своих телеканалов. «Коммерсантъ» со ссылкой на источник сообщал, что «Газпром» сделал это первым еще в конце июля. Собеседник издания уточнил, что «Яндекс» подозревали в пиратстве.


После этого телеканалы ТНТ, ТВ-3, 2x2 и «Супер» (входят в «Газпром-медиа») подают заявление в Мосгорсуд о том, что в «Яндексе» распространяются пиратские копии сериалов и шоу. Речь идет о картинах  «Домашний арест», «Вне игры», шоу «Мистические истории» и анимационном сериале «Осторожно, земляне». Иск телеканалов был удовлетворен 24 августа.


27 августа Роскомнадзор отправил IT-компании уведомление с требованием удалить пиратский контент из сервиса «Яндекс.Видео». На следующий день ведомство пригрозило блокировкой. Однако «Яндекс» отказался исполнять решение суда. Тогда РКН выставил дату блокировки — 30 августа. В этот же день компания удалила контент.



Обвалили Грефом и Госдумой


Сентябрь прошел относительно тихо. На время «Яндекс» исчез из информационного поля, но вернулся с шумом. 18 октября интернет-издание The Bell со ссылкой на собеседников из числа топ-менеджмента компании рассказало о том, что Сбербанк может выкупить часть IT-корпорации.  «Решения о сделке нет, но банк претендует на долю до 30% в капитале, говорят они. Речь также идет о праве вето по ключевым вопросам, уточнил один из собеседников», — приводит слова источников The Bell.


После этих сообщений технологическая компания подешевела на миллиард долларов. По результатам торгов на Московской бирже ценные бумаги «Яндекса» обесценились на 20%, также падали акции на бирже NASDAQ. 22 октября в игру вступил владелец компании — Аркадий Волож. Бизнесмен заявил, что не намерен продавать акции компании, в результате чего они вновь начали расти. До следующей новости.


Фото: © vk.com/rkn

В этот же день в Государственной думе обсуждался законопроект об ограничении доли иностранного капитала в новостных агрегаторах. «На мой взгляд, новостные агрегаторы ничем не отличаются от СМИ, и поэтому я считаю, что владение новостными агрегаторами, где будет ограничено участие иностранцев, вполне обосновано», — приводит слова соавтора законопроекта Андрея Лугового агентство РБК.


Журналисты издания также уточнили, коснется ли законопроект «Яндекса» и Google. Политик не ответил на этот вопрос. Тем не менее цена акций вновь пошатнулась. На этот раз они просели на 4%.


Эпилог антипиратского закона


Параллельно с этим продолжался антипиратский вопрос. «Яндекс» совместно с правообладателями и игроками IT-рынка обсуждал меморандум, который позволил бы решать проблемы с нелегальным контентом во внесудебном порядке. Впервые с предложением создать подобное соглашение выступил глава Роскомнадзора Александр Жаров в мае 2018 года на Петербургском экономическом форуме. 


В подписании соглашения приняли участие «Яндекс», Mail.Ru Group, Rambler, Rutube. Со стороны правообладателей выступила ассоциация «Интернет-видео», «Газпром-медиа Холдинг», ВГТРК, Первый канал и «Национальная Медиа Группа».



По информации «Коммерсанта», в первую очередь владельцев контента интересовал «Яндекс», но компания настаивала на том, чтобы меморандуму должна присоединиться Mail.Ru.


Само соглашение пересматривалось несколько раз. Его должны были подписать 19 октября, но между IT-компанией и правообладателями оставались разногласия. «Предметом спора пока остается время, за которое «Яндекс» должен исключать ссылки из выдачи. Правообладатели настаивают, что удаление должно происходить в течение часа, а в случае прямого эфира — за 20 минут. «Яндекс» же хочет закрепить в документе гарантированное удаление ссылок за шесть часов, устно обещая чистить выдачу за три часа», — говорит источник «Коммерсанта».


В итоге 1 ноября соглашение было подписано. Сроки остались за IT-корпорацией. «По срокам удаления «Яндекс» ссылался на техническую возможность. На самом деле, сроки вменяемые. Обращаться к реестру они должны достаточно часто, сроки исчисляются минутами. Так или иначе в период пяти минут «Яндекс» и другие интернет-площадки должны обращаться к реестру и в течение шести часов удалять контент. Это примерно то, что делает Google по процедуре DMC», — рассказывает Daily Storm представитель Роскомнадзора Вадим Ампелонский.


Он также отметил, что во время подготовки документа было много принципиальных моментов, но сам факт подписания соглашения — это результат взаимных компромиссов.


Daily Storm обратился к пресс-секретарю «Яндекса» Илье Грабовскому с просьбой прокомментировать негативный фон вокруг компании. Корреспондент издания попытался узнать, являются ли проблемы IT-гиганта с властью совпадением или же нет. Представитель «Яндекса» отказался от комментариев.


По словам ведущего аналитика РАЭК Карена Казаряна, антипиратскую кампанию, обвал акций и другие события, в которых фигурирует «Яндекс», можно связать между собой, но объясняется это большой конкуренцией и размером компании: «Эти события связаны, но не в плане какой-то конспирологии. В России такое в принципе часто происходит, когда чувствуется слабость, начинается прессинг. Одно просто вытекает из другого. Правообладатели воспользовались своим лоббистским весом, одновременно встрепенулась часть депутатов, которые припомнили иностранных акционеров. Таким образом, открылось окно возможностей. При этом такие вещи происходят не только с «Яндексом» — просто компания гораздо больше. Действует на больших рынках, поэтому конкурентов больше», — отмечает Казарян.




Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...