Утром 15 августа самолет A321 «Уральских авиалиний» совершил аварийную посадку на кукурузном поле близ международного аэропорта Жуковский. По предварительным данным, ЧП произошло из-за попадания в турбины воздушного судна птиц. Daily Storm рассказывает о том, во сколько обходятся услуги орнитологов российским аэропортам и как должен проходить образцовый надзор за птицами, обитающими рядом с ВПП.
Эколого-орнитологическое обследование территорий рядом со взлетными полосами занимает одну из последних строчек в списке расходов российских аэропортов. Согласно сайту госзакупок, цена услуги, без грамотного выполнения которой невозможно обеспечить безопасность пассажиров, составляет около миллиона рублей в год. Иногда стоимость работ еще ниже.
Среди частных предпринимателей за контракты борются представители малого и среднего бизнеса, а также государственные НИИ. Зачастую торги проходят в конкурентной борьбе. Однако бывают случаи, когда в конкурсе участвует единственная организация.
Например, во Владивостоке в 2018 году ответственным за орнитологическое обследование подрядчиком стало ФГБУН «Федеральный научный центр биоразвития наземной биоты Восточной Азии» — филиал РАН. Оно было единственным претендентом на контракт в 800 тысяч рублей.
Как правило, договор с подрядчиками заключается на год. При идеальном исполнении процесс работы выстраивается следующим образом: он разделен на четыре этапа — весенний, летний, осенний и зимний (они совпадают с периодами миграции птиц). По результатам проведенных работ формируется специальный доклад.
По контрактам и техническим заданиям от аэропортов (контракты не всегда публикуются), размещенным на сайте госзакупок, можно отследить, какие вопросы должны решать российские орнитологи.
Так, руководство аэропорта в Тамбове требовало от подрядчика сформировать отчет, в котором должна была присутствовать информация о птицах, представляющих опасность для воздушных судов. Исполнитель контракта также должен был провести анализ орнитологической обстановки на аэродроме и приаэродромной территории, составить схему размещения гнездовых и послегнездовых скоплений птиц, перемещений пернатых, указать их видовой состав и численность.
Из контракта, который разместил аэропорт Мурманска, следует, что орнитологические обследования проводятся в радиусе 10-15 километров от взлетно-посадочной полосы. Кроме отчетов, орнитологи регулярно осуществляют обход аэродромов и ведут подсчет птиц на летном поле. Порой специалистам приходится выполнять «грязную работу» — именно они собирают останки сбитых птиц.
Наблюдение за водоемами играет немаловажную роль в эколого-орнитологическом обследовании. Специалисты-орнитологи проводят доскональный анализ акваторий, рядом с которыми могут гнездоваться птицы. Определяют тип водных объектов, будь то пруды, водохранилища или реки, а также измеряют их площадь.
Важное место в обследовании уделяется типам наземной водной растительности, колебаниям уровня воды (сильные они, средние или слабые) и частоте штормов (особенно в период размножения птиц, высиживания ими яиц и выкармливания молодняка).
Защитой от птиц в аэропорту Жуковский, откуда вылетел совершивший вынужденную посадку на кукурузном поле самолет «Уральских авиалиний», занимается Летно-исследовательский институт имени М.М. Громова. Источники Daily Storm в организации рассказали, что установленное в аэропорту Жуковский оборудование не защищало территорию от птиц и даже могло их привлекать.
Биоакустические установки стоят дороже орнитологического обследования. В 2018 году аэропорт Шереметьево закупил аппаратуру за 1,2 миллиона рублей, аэропорт Казани потратил на эти нужды 3,2 миллиона рублей. Самый дорогой контракт последних лет заключил уфимский международный аэропорт — руководство потратило практически 10 миллионов рублей.
ЧП с самолетом A321 произошло утром 15 августа. Борт VQ-BOZ вылетел из аэропорта Жуковский. Он совершил жесткую посадку на кукурузном поле в Подмосковье. По предварительной версии, нештатная ситуация стала следствием пожара в одном из двигателей лайнера, возникшего в результате столкновения со стаей птиц. На борту воздушного судна находились 234 человека, включая семерых членов экипажа. По некоторым данным, около 10 человек получили травмы — ушибы и сотрясения. Позднее в Росавиации сообщили, что находившиеся на борту пассажиры были эвакуированы и доставлены в аэропорт Жуковский.