«Шторму» стало известно, что полиция обзванивает пилотов, отучившихся в Южно-Уральском государственном университете (ЮУрГУ) и Челябинском летном училище гражданской авиации («ЧелАвиа»). По словам летчиков, им предлагают прийти в отделы по борьбе с экономическими преступлениями (ОБЭП МВД) и написать заявления о мошенничестве против ЮУрГУ и «ЧелАвиа». Источники «Шторма» связывают это с попыткой затянуть суды между пилотами и Росавиацией и желанием закрыть последнее частное летное училище в России.
Пилоты написали заявления на электронную почту управлений ФСБ по Челябинской области, Свердловской области и в центральный аппарат спецслужбы (заявление есть в распоряжении «Шторма»). Это происходит на фоне масштабного отзыва лицензий пилотов, отучившихся в ЮУрГУ — на прошлой неделе 60 выпускников вуза лишили летных прав.
«Со вчерашнего дня (14.04.2018) правоохранительные органы звонят моим коллегам (выпускникам Южно-Уральского государственного университета и Челябинского летного училища гражданской авиации (ранее именовалось Учебно-тренировочным центром «ЧелАвиа»), приглашают в отделы по борьбе с экономическими преступлениями», — говорится в одном из заявлений пилотов в управление ФСБ.
Выпускники университета просят ФСБ провести проверку «на предмет возможного незаконного возбуждения уголовного дела, связанного с подготовкой пилотов» в ЮУрГУ и «ЧелАвиа». Также пилоты просят «пресечь незаконные действия органов прокуратуры, Росавиации и полиции, если они имеют место».
По словам пилотов, сотрудники полиции успели опросить нескольких выпускников ЮУрГУ и «ЧелАвиа» о том, как они учились в учебных заведениях, сколько денег они перевели за свое обучение. «Им настоятельно предлагали написать заявления о мошенничестве», — подчеркивается в заявлении.
Заявители отмечают, что в российских судах сейчас рассматриваются иски к Росавиации о неправомерности лишения свидетельств пилотов, закончивших ЮУрГУ и «ЧелАвиа» и о невыдаче свидетельств пилотов.
«Учитывая, что нам для защиты своих прав осталось обращаться только в суды, представляется, что прямо сейчас пытаются инициировать мероприятия, которые впоследствии будут использовать в качестве предлога для затягивания принятия решения в судах», — говорится в заявлении.
Пилоты добавляют, что они обращались ранее в органы прокуратуры, в том числе и в Генеральную прокуратуру, но эти заявления не привели ни к какому результату. «Напротив, прокуроры при поддержке Росавиации пытаются признать деятельность вышеуказанных учреждений незаконной», — считают пилоты.
9 апреля Росавиация лишила свидетельств 60 пилотов, прошедших подготовку в Южно-Уральском государственном университете — там они изучали теорию, а летную практику проходили в «ЧелАвиа». ЮУрГУ и «ЧелАвиа» готовили пилотов вместе по договору. В 2014 году учебные заведения прекратили сотрудничество. «ЧелАвиа» получил лицензию от Министерства образования об оказании образовательных услуг и стал готовить пилотов сам.
Проверка ЮУрГУ началась после крушения пассажирского самолета Ан-148 авиакомпании «Саратовские авиалинии» в Подмосковье (погиб 71 человек). Сначала у университета запрашивали данные по второму пилоту разбившегося Ан-148 Сергею Гамбаряну (учился в ЮУрГУ). Позднее в университет с проверкой пришел Следственный комитет (СК). Как рассказывал источник «Шторма», ведомство собиралось проверить документы всех пилотов, отучившихся в ЮУрГУ.
В 2016 году Росавиация отказалась продлить «ЧелАвиа» сертификат, в 2017 году суд признал законным запрет на деятельность Челябинского летного училища ГА. Более 60 выпускников «ЧелАвиа» за два года были лишены свидетельств.
Массовые лишения пилотов свидетельств начались в России в 2014 году. В ходе расследования авиакатастрофы Boeing в Казани (2013 год) Следственный комитет выяснил, что командир самолета Рустем Салихов имел поддельные летные документы. В 2009 году Росавиация выдала 215 бланков свидетельств на тот момент уже закрытому авиационному учебному центру, в котором приобрел свое пилотское Салихов. СК уведомил о ситуации президента Владимира Путина и премьер-министра Дмитрия Медведева. После этого авиационное ведомство в спешке лишило лицензий 86 пилотов. Всего же за 3,5 года Росавиация отозвала свидетельства (с учетом 60 выпускников ЮУрГУ) около 500 пилотов.