После анализа нормативно-правовой базы поступления платы за размещение отходов и экологического сбора Счетная палата предложила ввести дополнение в статью 8.41 КоАП РФ. Соответствующий документ был направлен в правительство, а после в Минприроды.
Результатом одного из последних аудитов, проведенных Счетной палатой во главе с Татьяной Голиковой, стало предложение внести поправки в Административный кодекс РФ. В марте 2018 года было проведено контрольное мероприятие по администрированию доходов, получаемых от платы предпринимателей за негативное воздействие на окружающую среду.
По закону продавцы товаров обязаны обеспечивать их переработку после того, как они придут в негодность. Это касается практически всего расходного материала: упаковки, тары, поддонов для транспортировки и т.д. Естественно, большинство компаний не обладают собственными мощностями для такой переработки, да и собирать непригодные товары у потребителей спустя несколько лет проблематично. В таком случае бизнес должен оплачивать экологический сбор по каждой группе товаров, подлежащих утилизации.
Утилизация считается выполненной, после того как компания предоставляет данные о переработке товаров или отчетность по уплате экологического сбора. Однако в результате проверки аудиторы Счетной палаты пришли к выводу, что за задержку уплаты экологического сбора не предусмотрено никакой ответственности.
«Установлено, что Кодексом об административных правонарушениях не предусмотрена ответственность за невнесение экологического сбора в установленные сроки, — говорится в акте Счетной палаты (есть в распоряжении «Шторма»). — Также отсутствует механизм взимания пени за неуплату экологического сбора. Отсутствие указанных механизмов негативно сказывается на платежной дисциплине плательщиков сбора».
После проверки Счетная палата 2 марта 2018 года предложила правительству дополнить статью 8.41 КоАП пунктом 8.41.1, который будет устанавливать дополнительную материальную ответственность за неуплату сборов в установленные сроки компаниями, не осуществляющими переработку и утилизацию товаров. Документ был отправлен на доработку в Минприроды.
В Счетной палате сообщили «Шторму», что результаты проверки позволяют сделать вывод об отсутствии в Росприроднадзоре комплексного подхода, обеспечивающего эффективный контроль за полнотой и своевременностью исполнения организациями обязательств перед федеральным бюджетом. Аудиторы СП считают, что такое положение дел в Росприроднадзоре приводит к тому, что у должностных и юридических лиц имеется возможность уклоняться от уплаты экологического сбора.
«Указанные платежи из обязательных, по сути, превратились в добровольные платежи отдельных добросовестных юридических и физических лиц», — отметили в Счетной палате, добавив, что сейчас экологический сбор вносит только 31% компаний импортеров-производителей.
«Разработанная Росприроднадзором информационная система, в которой должна содержаться информация о производителях, импортерах, объемах товаров и наличии мощностей по обеспечению их утилизации, на сегодняшний день в полной мере не работает», — пояснили «Шторму» в Счетной палате.
Сейчас согласно статье 8.41 КоАП, за невнесение платы за негативное воздействие на окружающую среду влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от трех до шести тысяч рублей, на юридических лиц — от 50 тысяч до 100 тысяч рублей. Однако законом не предусмотрены пени за просрочку этих платежей.
Оперативных комментариев в Министерстве природы получить не удалось.