St
Сельское хозяйство будущего. Как новый тренд на городское фермерство приживается в России
18+
Высокие технологии меняют традиционное представление о земледелии Коллаж: © Daily Storm

Сельское хозяйство будущего. Как новый тренд на городское фермерство приживается в России

Высокие технологии меняют традиционное представление о земледелии

Коллаж: © Daily Storm

Практически любая сфера деятельности в наши дни уже неразрывно связана с технологиями. Умные устройства и решения внедряются во все, что только можно, ― даже в сельское хозяйство. Заниматься им теперь благодаря хай-теку можно и в городах — так появилось понятие сити-фермерства. Для России это довольно молодой вид деятельности, к которому люди только присматриваются, однако городского фермера уже успели отнести к профессиям будущего. О том, как появилась отрасль в РФ и как дистанционно управлять целой фермой через одно лишь приложение, рассказывают компании-первопроходцы.


Результаты совместного исследования ГК «ЭФКО», Московской биржи и J’son&Partners Consulting говорят, что объем глобального foodtech-рынка к 2025 году составит внушительные 390 миллиардов долларов. В общем массиве основных трендов нашлось место и сельскому хозяйству в его связи с IoT (интернет вещей). В этой сфере ожидают ежегодный рост на 14,7% с общей цифрой в 48,7 миллиона долларов. 


С тех пор как высокие технологии пришли в такую традиционную отрасль, как сельское хозяйство, внутри него начали развиваться новые направления, среди которых и так называемое сити-фермерство. Оно предполагает выращивание тех или иных культур в городских условиях при помощи умных теплиц, которыми можно управлять дистанционно через мобильное приложение. Причем речь идет как о промышленных масштабах, так и о более «камерных» историях, вроде специальных модулей в ресторанах и даже на балконах обычных квартир.


Ферма, которая всегда с тобой


В России сейчас существует несколько компаний, которые помогают тем, кто интересуется городским фермерством, — поставляют специальное оборудование и снабжают специальными знаниями. При этом продолжая выращивать собственную продукцию. 


«Семь лет назад мы решили уехать в деревню из Москвы и заниматься сельским хозяйством. Долго искали, где осесть, а когда это случилось, то в первую очередь задались вопросом: «Вот мы приехали, а что дальше?» Там ведь не было почти ничего: ни воды в домах, ни дорог ― все заброшено. В итоге мы решили заняться растениеводством и сделать ландшафтный парк. Мы стали собирать растения со всей России и из других стран. Люди привозили нам разные саженцы и дарили семена, среди которых были и экзотические. Соответственно, тут нужна была уже оранжерея. А так как зимой мы уезжали в Москву, мы сделали для нее дистанционное управление и смотрели по видеокамерам, как там поживают наши растения, что как поливается и включается», ― вспоминает директор по маркетингу компании GreenBar Анна Вититина. 


Впоследствии GreenBar начал заниматься уже коммерческим выращиванием пряных трав и разной зелени. Однако производить продукцию в деревне и везти потом все в Москву оказалось экономически не слишком выгодно ― так родилась идея о создании городских ферм: 


«Постепенно мы разработали такое оборудование, которое можно было бы установить почти где угодно — в магазине или ресторане, чтобы свежие продукты всегда были под рукой. Ведь, например, многие травы в магазинах невозможно купить. Мы начали разводить свои семена ― у нас только одной мяты 34 сорта, базилика 16 сортов. И мы когда привозим свои травы, мы вместе с ними предлагаем и сервис, чтобы их можно было выращивать и сохранять. Получилось, что мы его сделали для себя, а в итоге он стал полезен людям». 

Читайте там, где удобно, и подписывайтесь на Daily Storm в Telegram, Дзен или VK.

Фото: © GLOBAL LOOK press / Komsomolskaya Pravda
Фото: © GLOBAL LOOK press / Komsomolskaya Pravda


Вместе с этим появились и специальные обучающие семинары, где людям рассказывают, что и как выращивать и как разнообразить свое питание. Отдельное направление ― взращивание новых специалистов уже в школах, где детям объясняют все технологические процессы и знакомят их с фермерской деятельностью.


С точки зрения сити-фермерского образования основатель UrbaniEco Татьяна Дубовская была одной из первых, кто реализовал идею обучения новой профессии, открыв собственную школу. Со временем, правда, компания изменила основной вектор: 


«Да, мы были одними из первых и смогли помочь освоить новую профессию нескольким десяткам человек. Но потом переориентировались на бизнес, поскольку нет большого спроса на профессию, в которой рабочее место придется создавать себе самостоятельно. А вакансий крайне мало. Сейчас мы помогаем подобрать оборудование для образовательных учреждений, которые в рамках факультатива помогают освоить эту компетенцию. Также мы сотрудничаем с теми, кто хочет открыть свою сити-ферму».


Дубовская говорит, что хотя городское фермерство так или иначе прижилось в России, существует оно пока на уровне стартапов и частных инициатив:

 

«Темпы роста у нас отличаются от той же Азии или Америки, но это связано еще и с культурой потребления. Мы едим крайне мало свежей зелени, и привычки платить за экологическую внесезонную продукцию для ежедневного стола у массового покупателя нет. Максимум ― помидоры-огурцы, выращенные в теплицах. И они не всегда вкусные, поскольку приоритет отдается тем сортам, кто дольше хранятся».


Максим Чижов ― сооснователь и директор по развитию компании iFarm, в свою очередь отмечает, что тренд на сити-фермерство сейчас есть во всем мире и Россия ― не исключение. Вопрос лишь в причине, по которой люди обращаются к новой отрасли: «Где-то это дефицит природных ресурсов, где-то ― высокая стоимость работы персонала, а где-то ― высокая зависимость от импорта и так далее», — отмечает он.


Глобальная цель компании ― накормить весь мир вкусной и полезной едой, которая производится рядом с потребителями. В списке дел также и оптимизация самого процесса производства. Здесь как раз на выручку приходят облачные технологии и специальное приложение iFarm Growtune. С помощью него можно дистанционно управлять буквально всеми этапами.


«Покупатели технологии запускают приложение, попадают в виртуальный каталог, где выбирают культуру, задают вес урожая и нажимают кнопку «Посадить». После этого на ферме загружаются необходимые микроклиматические параметры, контроллеры начинают управлять системами кондиционирования, освещения, подачи раствора и углекислого газа. А растениеводы получают четкие ежедневные инструкции по действиям, которые необходимо совершать на каждой фазе выращивания (от засеивания семян до сбора и упаковки продукции). Персоналу остается только выполнить эти инструкции, собрать и расфасовать урожай и отправить его в магазины и рестораны города», ― объясняет Чижов.


Государство и тренды


Несмотря на то что практически все новшества в первую очередь «обкатываются» в столице, сити-фермеры пришли и в регионы, однако с некоторыми нюансами. В субъектах, где традиционное сельское хозяйство хорошо развито, например на юге страны, городское фермерство вряд ли сможет составить ему конкуренцию. Татьяна Дубовская отмечает, что все-таки эти технологии изначально задуманы для мегаполисов с высокой плотностью потребителей либо для территорий с непригодным для обычного земледелия климатом. 


«Сейчас практически в каждом крупном городе есть мини-фермы, специализирующиеся на микрозелени. В Москве и области есть несколько крупных ферм, но Москва, в принципе, богатый город и здесь все можно продать. Мне кажется, что проблема сбыта ― она самая важная. Вырастить можно практически что угодно», ― добавляет основательница UrbaniEco. 


Впрочем, для развития новой отрасли совсем не помешала бы и государственная поддержка, которой у сити-фермеров сейчас почти нет. Дубовская утверждает, что очень кстати был бы доступ к субсидиям для малых фермеров, например для закупки оборудования. Сюда же можно отнести льготы на аренду городских помещений и льготные тарифы на электроэнергию. Все это сказывается на цене конечной продукции, которая могла бы стать доступнее для обычных граждан: «Если бы власти в этом помогли, то мы смогли бы обеспечить горожан экологически чистой ― практически лабораторно чистой — свежайшей внесезонной зеленью и внести свой вклад в качество и продолжительность жизни нации».


По мнению Анны Вититиной, отдельные моменты с точки зрения законодательства использовать можно: «Те люди, которые покупают у нас оборудование по франшизе, могут возместить часть расходов, взяв субсидию от правительства Москвы. Это очень хороший формат, и он работает».


Коронавирусные коррективы


Беспокойное коронавирусное время не могло не отразиться и на городском фермерстве. По наблюдениям основательницы UrbaniEco, стало больше обращений от домохозяйств, особенно в начале режима самоизоляции. Появился интерес и к домашним фермам. Но уже сейчас ситуация меняется, замечает она: «Начинается дачный сезон и все — даже сити-фермеры — начинают эксплуатировать бесплатный свет и тепло на свежем воздухе». При этом спрос со стороны бизнеса остался стабильным.


Тенденцию на увеличение спроса подтверждает и Максим Чижов, но в случае с iFarm коронавирус заставил искать и новые технологические решения, чтобы соблюсти все меры безопасности с точки зрения человеческих контактов: 


«Ситуация с коронавирусом заставила нас скорректировать процесс запуска новых вертикальных ферм и модулей выращивания конечной продукции iFarm Cropper в магазинах. Но количество заказов только растет. Несмотря на закрытые границы, мы продолжаем проектировать международные объекты. Раньше наши специалисты выезжали, чтобы провести пусконаладку оборудования. Теперь мы упрощаем конструкции и документацию по запуску ферм, чтобы наши клиенты в любом городе мира могли сделать это самостоятельно или силами местных специалистов. Со временем смонтировать вертикальную ферму или собрать модуль выращивания iFarm Cropper будет так же просто, как шкаф из IKEA. Такой подход позволит строить вертикальные фермы без физического перемещения людей».


Анна Вититина также говорит о повышенном интересе к разработкам GreenBar ― в основном от обычных людей, учитывая, что те же рестораторы оказались в подвешенном состоянии:


«Несмотря на то что наше оборудование достаточно дорогое, сейчас пошли такие запросы вроде «Мы посчитали, сколько денег тратим на еду, и мы хотим вашу технологию, потому что это выгодно». Плюс надо будет реже ходить в магазин, а вопрос свежести продукта и вовсе не обсуждается. Если до этого человек мог еще подумать, взять один пучок салата или два, то тут уже он может себя не ограничивать». 

Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...