В Сирии потерпел крушение российский военно-транспортный самолет Ан-26, на его борту на момент катастрофы, по предварительным данным Минобороны РФ, находились 33 пассажира и шесть членов экипажа.
Трагедия произошла, когда самолет заходил на посадку на сирийский аэродром Хмеймим. Минобороны называет возможной причиной крушения техническую неисправность. В ведомстве отмечают, что Ан-26 не долетел до взлетно-посадочной полосы 500 метров. При этом, согласно докладу с места событий, стрельбы по самолету не было.
По информации «Шторма», специалистам уже удалось изучить переговоры экипажа с диспетчером. Пилоты не сообщали о неполадках или попадании снарядов.
В Минобороны отметили, что версии произошедшего изучит комиссия ведомства. В свою очередь, Главная военная прокуратура РФ уже организовала проверку по факту крушения Ан-26 в Сирии.
Источники «Шторма» сообщили, что тела пассажиров и членов экипажа доставлены в морг больницы на авиабазе Хмеймим для опознания.
Напомним, предыдущая авиакатастрофа, связанная с полетами в Сирию, произошла в декабре 2016 года. Тогда в районе Сочи потерпел крушение российский самолет Ту-154. Он вез журналистов, общественных деятелей и участников Ансамбля песни и пляски имени Александрова в сирийский порт Латакия. В той катастрофе погибли 92 человека.
Заслуженный военный летчик РФ и по совместительству зам главного редактора журнала «Авиапанорама» Владимир Попов отмечает, что Ан-26 — надежный самолет, весьма простой в использовании.
«Когда я руководил службой авиационно-космического поиска и спасения, он у нас был одним из основных самолетов, осуществлял поисковое обеспечение стартов и посадок космических аппаратов и ракетоносителей, а также — в аварийных ситуациях — самолетов, терпящих бедствие. В военной авиации самолет имеет широкий круг задач — как транспортные перевозки личного состава и техники, например, перевозит небольшие автомобили, так и выполняет ретрансляцию — передачу сигналов и радиосигналов, десантирование групп СПДГ (спасательных парашютно-десантных групп. — Примеч. «Шторма»), выброску грузов, мягкой тары, даже разведывательные полеты», — рассказал «Шторму» Попов.
Он добавил, что самолет в Советском Союзе производили сразу на нескольких заводах, располагавшихся в Киеве, Харькове и Иркутске.
В гражданской авиации самолет используют для перевозки грузов и людей. «До сих пор летает, особенно на Севере востребован: самолет неприхотливый в эксплуатации, ему не очень большая посадочная полоса нужна, 1200–1500 метров, и на неподготовленные полосы он может садиться. Это очень важно и характерно для военной авиации, например, во время срочных задач по доставке грузов, вооружений или диверсионно-разведывательных групп, для выполнения других оперативных задач. Поэтому и грунтовые взлетно-посадочные полосы используются, даже хорошо укатанный снег подходит для Ан-26».
В военной авиации сейчас используется около 300 таких самолетов. «Очень распространенный самолет для Воздушно-космических сил (ВКС) РФ», — уточнил специалист.
В гражданской авиации самолет снимают с эксплуатации, потому что он очень шумный и не соответствует некоторым требованиям ИКАО (Международной организации гражданской авиации). «Но для военных это не проблема: мы задачи выполняем, а не комфортные перелеты», — добавил Попов.
Серийное производство Ан-26 приостановили в 90-х годах. «Машины достаточно новые, еще лет 20 можно эксплуатировать. Кроме того, самолет очень ремонтопригоден. У него элементы силовые почти не нуждаются в замене. А его двигатели, например, можно заменять. Они на этой модели самолета меняются доступно, легко — даже на аэродромах в аэропортах можно это делать», — уточнил Попов.
Среди близких к Ан-26 самолетов специалист называет Ан-24 — это фактически модификация одной модели, а также аппарат франко-итальянского концерна ATR — пассажирский двухмоторный турбовинтовой самолет для среднемагистральных перелетов АТР-72. «Они только посовременнее и в основном в гражданской авиации используются».
Самолеты такого типа — ближнего радиуса действия — эксплуатируются почти во всех странах мира, в частности, для технической поддержки вооруженных сил, а также на местных авиалиниях.
«В гражданской авиации его предназначение — это областные и межобластные перевозки, его радиус использования — около двух-трех тысяч километров. Раньше Ан-26 часто летал в Сибири и на Дальнем Востоке — даже совершал рейсы с дозаправкой от Новосибирска до Хабаровска, например. Самолет — небольшой, обладает вместимостью примерно 45 мест».
Вероятной причиной крушения Ан-26 в Сирии Владимир Попов называет отказ техники.
«Возможно, это связано с отказом силовой установки двигателя или падением оборотов — за счет того, что был нерасчетный режим работы или отказ системы управления», — уточнил специалист.
По его словам, во время инцидента самолет уже, скорее всего, находился на высоте 30-40 метров. «Это девятиэтажный дом. Очень опасно, когда на такой малой высоте, уже у земли, отказывает система управления самолетом или двигателем», — подчеркнул Попов.
«За тысячу метров до полосы у него что-то произошло, допустим, даже отказ двигателя, перестановка винтов должна произойти, винт ставится по потоку, чтобы уменьшить сопротивление. Этот эффект, конечно, позволяет достичь уменьшения резкого торможения. Но при таких отказах, на такой высоте у летчиков не хватает рулей, чтобы парировать этот отказ, происходит резкое снижение вниз фюзеляжа самолета. А дальше — касание стойкой шасси, например о землю, после этого выравнивать и выдерживать самолет уже не успеваешь», — объяснил военный летчик.
По словам Попова, если бы у экипажа Ан-26 оставалось до земли хотя бы метров 100, то ошибку, вероятно, можно было бы исправить.
«Но надо понимать, что дефицит времени в такой ситуации и внезапность возникновения неполадки являются определяющими. А экипаж по работе сильно загружен — он и режим двигателя переключает, одновременно выполняет по курсу довороты, за высотой следит», — добавил эксперт.
Ан-26 — легкий военно-транспортный многоцелевой самолет. Он был разработан в ОКБ имени О.К. Антонова (сейчас — авиастроительный концерн «Антонов», расположен в Киеве). Ан-26 — это модификация исходной модели Ан-24. Первоначально Ан-26 создавался как тактический военно-транспортный самолет, однако он широко используется и гражданскими авиакомпаниями для коммерческих перевозок на относительно небольшие расстояния.
Ан-26 задействован на Дальнем Востоке, такой самолет используют авиакомпании «ИрАэро» (базируется в международном аэропорту города Иркутска. — Примеч. ред.), «Полярные авиалинии» (занимается региональными авиаперевозками в Якутии. — Примеч. ред.), а также «Псковавиа» (компания — оператор псковского аэропорта. — Примеч. ред.), отмечает источник «Шторма» в авиационной отрасли.