В Мурманской области потерпел крушение дальний бомбардировщик Ту-22М3. Самолет заходил на посадку на военный аэродром полка дальней авиации в Оленегорске. По предварительной информации, двое из четырех членов экипажа остались живы: это командир и штурман. Об остальных — помощнике командира и операторе — пока ничего не известно.
Чем силен Ту-22МЗ?
Ту-22МЗ — и другие его модификации — это «основной самолет дальней ударной авиации России», рассказывает заместитель главного редактора журнала «Авиапанорама», заслуженный военный летчик РФ Владимир Попов.
«Последняя модификация машины (была представлена в этом году в Казани) — Ту-22МЗМ — получила новый прицельно-навигационный комплекс. Есть возможность с помощью ГЛОНАСС или GPS корректировать машину, чтобы точнее выдерживать маршрут полета. В боевом комплекте самолета стали использовать новые средства поражения, которых раньше просто не было. Этот самолет отрабатывается для использования гиперзвуковой ракеты «Кинжал». До сегодняшнего дня только [истребители] МиГ-31 использовались для переноски «Кинжала». Но тот мог нести только одну такую ракету. 22-й носит сразу три, это совершенно другой масштаб действия», — объясняет собеседник.
Трудности управления
В то же время, по словам Попова, Ту-22МЗ — очень сложный для управления самолет.
«Такая махина управляется всего четырьмя летчиками. Трудоемкая работа. Они ограничены в пространстве — достаточно тесно себя чувствуют в кабине, к тому же бомбардировщик может с дозаправкой лететь по 17 часов (он может достигать скорость в 2300 километров в час, может летать на расстояния до 7000 километров). Это очень большая нагрузка», — добавляет собеседник. По его словам, на вооружении российских ВКС сейчас есть немногим более сотни боеготовых модификаций Ту-22МЗ (в рабочем состоянии).
Ту-22М3 предназначен для нанесения ударов по водным и наземным целям. Машина может атаковать как постройки, так и подвижные объекты: в распоряжении экипажа — управляемые ракеты и авиационные бомбы. Эти машины могут работать в любое время суток и практически в любых метеоусловиях.
Завсегдатай локальных войн
Самолеты использовались, например, во время Афганской кампании, в 90-х они работали в Чечне, в 2008-м задействовались во время вооруженного конфликта с Грузией, так называемой пятидневной войны. Во время этой операции российский Генштаб потерял один из таких самолетов — грузинские средства ПВО сбили его при помощи зенитно-ракетного комплекса «Бук-М1». Под огонь также попали еще три российских истребителя Су-25.
В текущем десятилетии Ту-22М3 отметился в Сирии. В ближневосточной стране машины наносили удары по позициям боевиков «Исламского государства» (запрещенная в РФ террористическая организация). Их задействовали после того, как 8 июля 2016 года боевики ИГ сбили вертолет Ми-25 с российским экипажем.
В 2015 году самолеты Ту-22М3 разместили в Крыму, чтобы усилить ударную авиационную группировку ВВС России на полуострове. В Минобороны это решение объяснили ответом на размещение на территории Румынии базы американских противоракет.
Небольшое количество таких машин было отправлено на экспорт, говорит заслуженный военный летчик РФ Владимир Попов (в 2013-м заинтересованность в покупке машины высказал Китай).
Истребители переходили на автомат
Ту-22М3 — советский сверхзвуковой ракетоносец-бомбардировщик, разработанный Конструкторским бюро Туполева. Разработку начали в середине 60-х годов прошлого века. Самолетостроители хотели модернизировать сверхзвуковой Ту-22, о создании новой машины речи не шло. К тому же разработка была личной инициативой бюро, поначалу у проекта даже не было госфинансирования.
Разработчики предложили новые решения по «начинке» самолета. Большая часть операций по управлению и применению оружия была автоматизирована. Всего в СССР собрали около полутысячи таких машин.
* «Исламское государство» (ИГ) — организация признана террористической по решению Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года.