St
Война за смены, бригадиры-переговорщики и штрафы в дождь: курьеры Delivery Club и «Яндекс.Еды» рассказали о внутренней кухне
Почему курьеры боятся сближения «желтой» и «зеленой» служб доставки еды Коллаж: © Daily Storm

Война за смены, бригадиры-переговорщики и штрафы в дождь: курьеры Delivery Club и «Яндекс.Еды» рассказали о внутренней кухне

Почему курьеры боятся сближения «желтой» и «зеленой» служб доставки еды

Коллаж: © Daily Storm

На прошлой неделе курьеры Delivery Club устроили в Москве забастовку из-за введенных компанией штрафов за отмену заказа и расширение зон доставки. В ответ компания назвала нововведения экспериментом и пообещала возместить курьерам потерянные деньги. Журналист Daily Storm поговорил с курьерами Delivery Club и «Яндекс.Еды» и выяснил, как устроена система оплаты и штрафов, зачем кyрьеры выбирают себе бригадиров и каких подстав ждать от клиентов и коллег по цеху.


Курьер Наталья — старожил Delivery Club. В службе доставки она работает больше двух лет: и в Москве, и в Санкт-Петербурге. Девушка считает, что хоть уровень оплаты в городах и отличается, но проблемы у курьеров и там, и там одинаковые. Наталья — спортсменка, поэтому работа курьером ей в радость, но в последнее время, отмечает девушка, условия труда все тяжелее и тяжелее. 


35-летний Давид из Москвы устроился в Delivery Club в марте, когда из-за пандемии на время лишился основной работы: не хотелось просто сидеть сложа руки, и молодой человек решил надеть зеленую форму, чтобы приносить пользу и себе, и окружающим. Он тоже считает, что работа курьером — по сути фитнес. «Если человеку не чужд спорт, то для него это будет не слишком сложно. Не сильно напрягаясь, в качестве подработки в Москве можно получать около 30 тысяч рублей в месяц», — говорит Давид. 


Еще один московский курьер Алым — родом из Киргизии (имя изменено по просьбе собеседника). Он рассказал Daily Storm, что в первый свой заход работал в Delivery Club с августа по декабрь прошлого года, и к моменту своего увольнения накопил штрафов на 17,4 тысячи рублей. Алым уходил работать к конкурентам — в «Яндекс.Еду», но в итоге вернулся к своей первой компании. 


Смены и штрафы 


«И в Delivery Club, и в «Яндекс.Еде» система оплаты похожая. Платят за отработанное время и за выполненные заказы. Но за часы получается маленькая сумма — около 75-100 рублей. Основная часть — это все-таки заказы: чем больше доставок курьер сделает, тем больше он получит», — рассказала Наталья.


По мнению Натальи, условия работы в Delivery Club были более привлекательными, чем в «Яндекс.Еде» (девушка, как и Алым, успела поработать и у «желтых», и у «зеленых»), но после введения системы штрафов компании становятся все больше похожи друг на друга. Курьеров эти изменения настораживают. 


«Людям нравится работа. Поэтому [во время забастовки на прошлой неделе] они приходили не уволиться, а выразить протест. Хотели вернуть старые условия работы и убрать необоснованные штрафы», — пояснила она.


Дело в том, что недавно компания Delivery Club начала штрафовать курьеров, если они не успевают доставить заказ или отказываются это сделать. Курьеры жаловались, что иногда перед ними ставились невыполнимые условия по доставке. Например, пешком доставить три разных заказа в точки на расстоянии двух с половиной километров друг от друга примерно в одно и то же время.


Самое интересное - на нашем канале в Яндекс.Дзен
St

Фото: © GLOBAL LOOK press / Anton Belitsky
Фото: © GLOBAL LOOK press / Anton Belitsky


«Человек ни за что в день может получить пять штрафов по 300 рублей каждый. Курьер просто физически не способен успеть в три места одновременно. Раньше это решалось при помощи звонков. Заказчику говорили, что курьер немного задерживается, и человек успевал во все три места. Сейчас делается то же самое, но курьер получает штрафы. Причем вознаграждение за заказ вдвое меньше, чем размер штрафа», — рассказала Наталья. 


В апреле девушку несколько раз штрафовали, и за полмесяца работы она получила всего 1800 рублей. Обычно заработок составлял около 15-20 тысяч рублей. 


Помимо штрафов за опоздания, существуют еще штрафы за пропущенные смены. Как рассказала Наталья, курьеры выбирают время смен за неделю. Правда, личные предпочтения учитываются не всегда. И если человек не смог выйти на работу в предложенное системой время и нарушил график, он будет оштрафован на две тысячи рублей. Как утверждает Наталья, недавно система начала без ведома сотрудника корректировать его рабочий график.


«Допустим, вечером курьер посмотрел, что на следующий день его смена начинается в 11 утра, и пошел спать. Просыпается он часов в девять утра, смотрит: оказывается, у него смена стоит уже не с 11, а с 09:00 до 22:00. То есть за ночь время смены корректируется: человек только встал, и он уже опоздал. Вот ему штраф. Этому нововведению всего несколько месяцев. Я считаю, что это очень грубое нарушение трудового законодательства», — рассказала Наталья.


По ее словам, в «Яндекс.Еде» тоже существует система штрафов.


«Они понижают рейтинг, а рейтинг отражается на размере оплаты», — сказала курьер. 


Невыход на смену в «Яндекс.Еде» грозит штрафом в 2000 рублей. Если принести справку о том, что отсутствовал по уважительной причине, деньги возвращаются.  


«В «Яндекс.Еде» посложнее ситуация. Многие уходили туда из Delivery Club, и условиях в двух компаниях не сравнить. В «Яндекс.Еде» работодатель не гарантирует наличия смен. На выбор смен на следующую неделю дается всего 30 минут. А человек в этот момент может быть на заказе», — рассказала Наталья.


В пресс-службе «Яндекс.Еды» Daily Storm рассказали, что существует два типа смен, или, как их называют в компании, «слотов».


«Есть плановые слоты, когда курьер выбирает время. Это происходит раз в неделю, когда распределяется расписание. Курьеров много, поэтому такие слоты разбирают достаточно быстро», — рассказала официальный представитель сервиса «Яндекс.Еда» Елена Новикова. 


Фото: © GLOBAL LOOK press / Konstantin Kokoshkin
Фото: © GLOBAL LOOK press / Konstantin Kokoshkin


По ее словам, существуют еще свободные слоты: например, у человека выдался свободный час времени, он может включить приложение, перейти в активный режим. Придет заказ — он его обработает, не придет — не обработает. 


Давид придерживается другой позиции относительно забастовки и штрафов. По его словам, он не сталкивался с такими проблемами, которые курьеры озвучили в ходе забастовки. И никто из его знакомых тоже. 


«Случается, что из-за плохой погоды курьеры отменяют заказы. За это штрафуют немного, но если 10 раз отклонить, то будет внушительно. И это правильно. Представьте: сидят три курьера и всем одновременно поступает по заказу. И если двое отклонят свои доставки, то система перенаправит их заказы на третьего. И он легко может не успеть в три места. Человек, добросовестно выполнявший свою работу, промокший насквозь, может получить штраф. Кто в этой ситуации виноват? Мне кажется, те двое, которые отклонили заказ, а не фирма, которая ввела эти правила», — считает он. 


По словам Алыма, возможность отказаться от выполнения заказа появилась около месяца назад.


«Штрафы, связанные с отказами, не были прописаны в трудовом договоре. На любой работе трудовой договор дают сразу при устройстве на работу, а здесь — через неделю», — сказал он. 


Недавно, после введения штрафов, у Алыма во время смены сломался телефон, из-за чего он не смог совершить доставку заказов. Он подробно сообщил об этом руководству и предъявил в доказательство чек за новый телефон. Но это не помогло: курьер получил пять штрафов — по 300 рублей за каждый невыполненный заказ. 


В пресс-службе Delivery Club пояснили Daily Storm, что у компании нет мотивации назначать сотрудников на заведомо невыполнимые заказы. 


«Если пользователь видит в приложении, что еда приедет к нему через 40 минут, то он рассчитывает получить ее за это время, затем пообедать и, например, пойти на совещание или присоединиться к онлайн-звонку. Если звонок курьера застает заказчика позднее, во время совещания, то это вызывает у него серьезный негатив в отношении сервиса. Поэтому у нас не может быть никакой мотивации назначать курьера на заведомо невыполнимый заказ, при котором он гарантированно опоздает», — сказал пресс-секретарь Delivery Club Алексей Белоусов. 


По его словам, информация о том, что система меняет время смен, не соответствует действительности.


«С вечера предшествующего выходу на смену дня время начала работы не может быть изменено», — сказал Белоусов. 


Организация работы курьеров 


По словам Натальи, женщин среди курьеров не очень много — около 10-15%, так же как и россиян. Две трети сотрудников — граждане сопредельных государств — их около 60-70%.


«Россиян среди коллег — примерно двое из 10», — делится своей оценкой Давид.


В «Яндекс.Еду», по словам собеседников Daily Storm, проще устроиться, чем в Delivery Club, так как сотрудники оформляются по договору, и для этого не нужна трудовая книжка. Первые выплаты можно получить через неделю.


В Delivery Club процесс оформления сотрудника на работу дольше, а первые выплаты приходят через месяц. 


«Если у человека нет статуса самозанятого, он может сотрудничать с нами через партнерские курьерские службы. Если есть, то он сотрудничает с нами. У этого варианта больше преимуществ: человек сразу видит свое вознаграждение за каждый конкретный заказ, сразу видит размер чаевых, которые ему оставляют пользователи», — рассказала Елена Новикова из «Яндекс.Еды». 

 

По словам Натальи, Delivery Club для большинства курьеров — это основная работа. На подработке в компании около 10-15% сотрудников.


«За день приходится проходить около 10-15 километров, а количество заказов день на день не приходится: иногда приходится вертеться, как белка в колесе, а иногда — подолгу ждать. В пятницу побольше работы», — сказала Наталья. 


Давид рассказал, что время работы выбирает сам.


«Минимум можно выбрать четыре часа в день, а максимум — зависит от автоматического распределения», — рассказал он. 

 

По словам собеседников издания, официальной иерархии среди курьеров нет, но на личностном уровне она существует.


«Есть бригадиры, такие же курьеры, просто самоназначенные. Бригадиры могут решать какие-то вопросы как со стороны курьеров, так и со стороны руководства компании. Например, они могут помочь гастарбайтерам, которых забрала полиция, осуществляют контроль за соблюдением трудовой дисциплины. Если на курьере нет формы, бригадир может сказать: нарушаешь, иди домой за формой. Как правило, это люди, которые достаточно давно работают в Delivery Club, или по характеру такие, кто может решать вопросы», — пояснила Наталья.


По словам девушки, конкуренция между курьерами есть, но все зависит от работы приложения. Если кому-то не достаются заказы, а другому идут один за другим, то человек может задать вопрос в специальный Telegram-чат, видно ли его или нет по GPS. 

 

Позитива больше, он практически постоянно

 

«Были разные истории за время работы. Очень неприятная была всего одна, когда я только начинала работать в Москве: у меня взяли заказ и не заплатили за него. Но я учла ошибки свои, больше такого не повторялось. Это элементарно, наверное, было — догадаться, что надо сначала взять деньги, а потом забрать заказ. Они не указали квартиру, вышли из подъезда, взяли заказ и закрыли дверь. Я потом их вычислила, даже милицию вызывала. Эти деньги взяли с меня. Тогда было много заказов, и руководство мне просто сказало: беги, делай следующие заказы, времени нет», — сказала Наталья. 


При этом позитива в работе курьера больше, и он происходит практически постоянно. «Это чаевые, это вежливость. Может быть, несколько слов, пока передаешь заказ, друг другу пожелаем чего-то хорошего. Это позитивное общение с клиентами. Оно всегда позитивное, что в Москве, что в Петербурге. В этом ключе в Москве и Петербурге одинаково: везде есть приветливые люди. И в этом плане даже, может быть, в первую очередь от курьера все зависит: как он задаст тон общения, так оно и пройдет», — говорит девушка.


Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...