St
Женские турниры в киберспорте: провоцируют сексизм или позволяют девушкам чувствовать себя более защищенными?
Женская команда из Турции проиграла международный турнир по Counter-Strike. Теперь их хейтят по всему миру Коллаж: © Daily Storm

Женские турниры в киберспорте: провоцируют сексизм или позволяют девушкам чувствовать себя более защищенными?

Женская команда из Турции проиграла международный турнир по Counter-Strike. Теперь их хейтят по всему миру

Коллаж: © Daily Storm

На прошедшем турнире по CS:GO в Роттердаме женская киберспортивная команда Besiktas Esports соревновалась вместе с мужчинами, что для индустрии не стало большой новостью. Киберспорт не делит игроков по гендерному принципу — участвовать в турнирах могут любые команды, ведь все решает не «физика», а талант. Несмотря на это, девушки из «Бешикташа» подверглись критике за очень слабый результат: одни недовольные посчитали, что зрители зря потратили время на просмотр их матчей, другие — что команда заняла место, которое могло достаться игрокам более высокого уровня.


В отличие от своего большого брата, киберспорт никак не ограничивает участников турниров с точки зрения пола, возраста или сексуальных предпочтений. Однако чисто женские команды, соревнующиеся с мужчинами, на крупных мероприятиях приходится видеть нечасто.


Фото: © facebook / Beşiktaş Esports
Фото: © facebook / Beşiktaş Esports

Участие, но не победа


Именно поэтому девушки из турецкого Besiktas Esports стали своего рода достопримечательностью на прошедшем турнире по CS:GO (Counter-Strike: Global Offensive) DreamHack в Роттердаме. Интересно, что вопреки географической привязке в названии команды (Бешикташ — это район Стамбула, где базируется одноименный футбольный клуб), в ее составе не было ни одной турчанки. За «Бешикташ» выступали две девушки из Швеции, по одной из Нидерландов и Франции, а также россиянка Анастасия kr4sylya Хлобыстина.


В отличие от именитого ФК, киберспортивному «Бешикташу» показать сколь-нибудь впечатляющей игры не удалось: девушки проиграли все три групповых матча с общим счетом 10:48.


Более того, за два дня до открытия команду неожиданно покинула одна из участниц и ее место занял голландский киберспортсмен Стивен blackie Гронвилд. Так команда из чисто женской превратилась в смешанную.


При этом присутствие «Бешикташа» на мероприятии — не случайность. Девушки не просто так попали на DreamHack наряду с мужскими командами — для этого они выиграли чисто женский турнир DreamHack Showdown Valencia. Помимо слота на главном событии, они также получили 50 000 долларов призовых.


Фото: © cybersport.ru
Фото: © cybersport.ru

Киберсексизм


Глобально сам по себе проигрыш не стал сенсацией, но, как иногда случается, в дело вмешалась третья сторона. На этот раз в лице российского игрока Алексея OverDrive Бирюкова. Своими комментариями он спровоцировал вокруг события целую гендерную войну.


Бирюков посчитал, что матчи «Бешикташа» не стоили зрительского внимания и время на их просмотр было потрачено впустую. Он также выразил надежду, что мужские и женские команды больше никогда не будут объединять в рамках одного турнира:


«А на меня потом обижаются, что я хейчу женский КС... Это ж трата времени, вы сами все видели. <...> Надеюсь, это последний раз, когда объединяют женский КС с мужским!»


Интернет-пользователи резонно отметили, что нет такого понятия, как «мужской и женский CS», ведь правила не устанавливают никакого гендерного разделения — соревноваться могут команды с абсолютно любым составом.


Эту мысль в беседе с Daily Storm поддержал директор по стратегическим коммуникациям киберспортивного холдинга ESforce Ярослав Мешалкин:


«Киберспорт потенциально самый что ни на есть равноправный вид спорта. Он «обгоняет» даже шахматы, где физические кондиции точно так же ничего не решают. Никто специально не делит соревнования на мужские и женские, на любой крупный турнир может отобраться смешанная команда или чисто женская».


В это же время игрок Copenhagen Flames Female, россиянка Ксения vilga Клюенкова, выступающая на профессиональной арене с 2008 года, назвала Бирюкова сексистом и пожаловалась, что когда-то он добивался ее исключения из Russian Pro League, но киберспортивное сообщество ее отстояло.


На этом противостояние не закончилось. OverDrive ответил Клюенковой, что вовсе не сексист, но женский CS — это как мужское синхронное плавание:


«Создай семью, может быть, тогда ты станешь мудрее. Спасибо за грустную историю о твоей трудной жизни в CS. Я не сексист, факт в том, что женский CS — это шутка. Как, например, мужское синхронное плавание».


Фото: © facebook / CS:GO Team Secret
Фото: © facebook / CS:GO Team Secret

Пиар на гендере


На западных киберспортивных ресурсах хоть и не обсуждали перепалку российских игроков, но тема участия «Бешикташа» в DreamHack без внимания не осталась. Правда, в центре внимания находился другой тезис: девушки заняли место, которое могло бы достаться более сильной команде. Всему виной корыстный интерес организаторов, которые решили подзаработать на ажиотаже вокруг участия женского коллектива.


Однако не все видят в этом проблему и считают, что нет разницы, кого приглашать для привлечения внимания к турниру. Это может быть как и некогда грозная команда MIBR (выигравшая несколько турниров по Counter-Strike в 2000-е), которая никак не может полноценно вернуться на большую сцену, так и тот же «Бешикташ». Просто одни привлекают публику и спонсоров громким именем, а другие тем, что это полностью женская команда.


Собственно, организаторы DreamHack с задачей привлечения внимания справились даже более чем успешно, учитывая хайп вокруг вопроса гендерного неравенства. Для турнира известного, но не супер-топового все сложилось хорошо.


С одной стороны, киберспорт не проводит границ между полами, с другой — в различных дисциплинах существуют чисто женские турниры, что никак не согласуется с концепцией индустрии.


«Почему так происходит — много разных мнений. Ссылаются и на психологию, на гендерную и межгендерную коммуникацию, и на особое восприятие со стороны киберспортивного сообщества, и еще на что-то. Мое личное мнение — так исторически сложилось, что раньше девочки меньше играли в компьютерные игры, чем мальчики. На порядок меньше. Результат мы наблюдаем сейчас. И сейчас же ситуация меняется: по разным оценкам число геймеров женского пола сравнялось или готовится сравняться с числом геймеров-мужчин», — отмечает Мешалкин.


Фото: © Global Look Press
Фото: © Global Look Press

Мачизм и талант


46% девушек среди геймеров — такую цифру приводит The Guardian и в то же самое время отмечает, что женщин хоть и много, но на крупных турнирах они никак не представлены.


Дело в том, что женские команды просто не проходят сито квалификации. Guardian усматривает в этом дискриминацию: игровое сообщество, где доминируют мужчины, предъявляет слишком высокие требования к девушкам-геймерам. И в дополнение к этому всячески их унижает и ставит под сомнение их таланты. 


Спонсоры также подливают масла в огонь, направляя свою рекламу исключительно на мужскую аудиторию: энергетики, игровые девайсы под мачистскими названиями вроде Viper или Hyperion, автомобили и тому подобные атрибуты.


По признанию менеджера одной из женских команд по Overwatch Сюзи Ким, осознавая все это, женщины просто предпочитают не лезть в мир киберспорта, чтобы не стать жертвой нападок и предвзятого отношения.


Это и есть одна из причин, порождающая женские лиги, которые дают возможность соревноваться в менее токсичном пространстве. Правда, тут вырастает новое противоречие: киберспорт тем и отличается от большого спорта, что тут физические показатели не играют никакой роли, только собственные таланты, и отделяясь таким образом, женские команды лишний раз дают повод для разговоров на тему того, что пол все же влияет на результат.


Глобально этот вопрос пока еще изучен не слишком детально. На данный момент можно найти только исследование Калифорнийского университета, где говорится, что гендерная принадлежность не влияет на результаты.


Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...