Через три месяца россияне могут столкнуться с массовой блокировкой банковских карт. Именно тогда вступит в силу соответствующий закон, подписанный недавно президентом РФ Владимиром Путиным. Как будет работать этот механизм, кто в зоне риска и что теперь делать, рассказывает «Шторм».
Механизм блокировки банковских карт следующий: банк устанавливает, что операция по переводу денег осуществляется без согласия ее владельца, блокирует и операцию, и карточку, параллельно запрашивая у клиента подтверждение, совершал ли тот транзакцию. Если все в порядке и операция санкционирована держателем карты, финансовое учреждение обязано карту разблокировать, поясняет заместитель генерального директора по правовым вопросам НЮС «Амулекс» Юлия Галуева.
«Если же подтверждение клиента не получено, банк возобновляет исполнение распоряжения и осуществляет «разблокировку» карты по истечении двух рабочих дней после того, как обратился к клиенту», — уточняет юрист.
В прошлом году аферисты похитили с банковских карт россиян почти миллиард рублей. Это более 300 тысяч несанкционированных операций. И цель нового закона сводится к тому, чтобы снизить объемы хищений безнала.
Но не совсем понятно, какие операции будут подпадать под понятие сомнительных. По словам юриста Коллегии адвокатов города Москвы «Барщевский и Партнеры» Александры Диденко, судить о том, насколько нововведение будет позитивным, можно будет только после установления характеристик и перечня операций, которые и будут считаться сомнительными.
С высокой долей вероятности подозрительными будут транзакции, совершаемые за рубежом, поясняет финансист Михаил Беляев. Выезжающие за границу соотечественники с новым законом все равно остаются в зоне риска. Бывает, что туристы забираются в такие укромные места, где есть проблемы с сотовой связью и, соответственно, нет возможности подтвердить операцию. С одной стороны, путешественник останется с заблокированной картой. С другой — если платеж совершал не он, а аферисты, банк через два дня операцию и счет разблокирует, и деньги уйдут к мошенникам.
Еще один вопрос: как банк будет запрашивать у клиента подтверждение операции? «Вероятно, для подтверждения будут использоваться СМС-уведомления или электронные уведомления, а возможно, будет использован телефонный бот, который будет запрашивать у клиента необходимую для подтверждения информацию», — рассуждает Галуева.
«Этот порядок будет установлен соответствующим договором с клиентом (правилами банковского обслуживания, которые клиенту обязательно нужно будет изучить). В принципе, процедура подтверждения операции не должна будет занять более пяти минут в случае, если клиент «доступен», — считает она.
Вообще, банки блокировали пластиковые карты россиян и раньше. Особенно за границей. В 2014 году я дважды оставалась с замороженным счетом в чужой стране — сначала в Швейцарии, через два месяца — в Венгрии.
Чтобы разблокировать карточку, мне пришлось 15 минут разбираться со специалистам Call-центра (а дело, напомню, происходило в роуминге). Позже в финансовой организации мне пояснили: они заблокировали мой счет, так как посчитали, что я не могу находиться в Швейцарии и деньгами с моей карточки хотят поживиться мошенники. При этом до 2014 года (и охлаждения отношений России с Западом, и попадания некоторых наших банков в санкционные списки) я и не знала, что банк может заблокировать счет только за то, что ты уехал в отпуск. С тех пор за границу беру с собой как минимум две карты разных банков и заранее предупреждаю финансовые учреждения о своих планах на время покинуть страну.
Кстати, блокируются карточки не только после операций по переводу средств (или при покупках), но и по получению. Проще говоря, кто-то перевел вам деньги (на день рождения, например, или долг вернули), а банку этот перевод показался странным — и он заблокировал счет. В таком случае клиенту придется документально обосновывать поступление денег.
Вот реальная история из Череповца. Местный житель опубликовал на сайте бесплатных объявлений сообщение о продаже снегохода. Когда нашелся покупатель, деньги (более 300 тысяч рублей) он перевел на карточку владельца снегохода. А банк карточку заблокировал — «в рамках противодействия легализации (отмыванию) доходов». Горе-продавец пытался судиться с финансовой организацией, но суд решение банка не отменил. Мужчина остался без денег и без снегохода.
По словам партнера юридической фирмы «СМБ Консалт» Максима Плетнева, по требованию Центробанка России все банки обязаны контролировать операции клиентов на сумму от 600 тысяч рублей. Но полно случаев, когда внимание финансовых организаций привлекали транзакции с куда меньшими суммами.
С блокировкой счетов с формулировкой «незаконное обналичивание средств», по словам Плетнева, с высокой долей вероятности столкнется тот, кто часто получает деньги (если от юридического лица, то шансы на блокировку еще выше) и снимает их. Если карточку заморозили, придется готовить документы, подтверждающие законность отправления или получения средств. Банку проще поссориться с клиентом, чем с регулятором.
В редакцию «Шторма» поступило несколько обращений от клиентов Банка ВТБ, счета которых блокировались под предлогом исполнения ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Суммы, которые наши читатели переводили/получали, не превышали 50 тысяч рублей. А после блокировки счетов клиенты получали письма, в которых «задним числом» была просьба предоставить копии подтверждающих документов. Например, письмо было отправлено 13-го числа, а документы нужно предоставить в банк — до 12-го. То есть никаких шансов уложиться в срок. Пресс-служба ВТБ на запрос «Шторма», который был отправлен еще в феврале текущего года, не ответила. А прошло уже почти пять месяцев.
Другой нашей читательнице, Ирине, карточку заблокировали за сообщение, которое она отправила подруге вместе с несколькими тысячами рублей: возвращала долг. Загвоздка оказалась в том, что получателем денег был молодой человек подруги — Иванов, а фамилия подруги — Пошехонова. Ее-то фамилию Ирина и указала в сообщении, что вызвало подозрения у финансовой организации, и та заблокировала карту.
Карту банк может заблокировать при любом нарушении правил ее использования со стороны клиента. Чтобы в один момент не оказаться с замороженным счетом, Юлия Галуева советует не игнорировать договор с финансовым учреждением, а внимательно его прочитать и неукоснительно соблюдать.
«Невнимательное отношение гражданина к заключению договора и изучению правил банковского обслуживания и использования электронных средств платежа может привести к блокировке карты. При этом исключительно по вине клиента, не изучившего правила и своевременно не сообщившего банку необходимую информацию», — подчеркивает она.
В свою очередь Максим Плетнев рекомендует сохранять все документы, подтверждающие законность банковских операций: быстрее предоставите их, быстрее получите доступ к своей карте.
Путешественникам можно посоветовать связываться с банком перед поездкой и предупреждать, что операции в той или иной стране в течение такого-то периода совершаете вы, а не мошенники. Не лишним будет возить с собой запасную карточку другого банка, и наличные деньги (на случай, если счет все-таки заблокируют — или вы ее вовсе потеряете, или по близости не будет банкомата).