Детский отдых в летних лагерях может исчезнуть в ближайшие пять-семь лет: организации устали от массовых проверок со стороны 12 контролирующих органов и перепрофилируются в пансионаты и отели. Отсутствие финансирования и чрезмерный контроль ведут к убыточности государственных лагерей и нежеланию бизнеса идти в отрасль.
Официально, по словам замминистра образования Павла Зеньковича, за последние годы 526 организаций детского отдыха прекратили существование, еще 24 были перепрофилированы по причинам высокой степени изношенности и безопасности.
«Некоторые регионы пытаются бороться с ситуацией путем выделения дополнительных грантов и субсидий, но не у всех есть на это средства», — отмечает он. В 2018 году капитальный ремонт проведут в 370 лагерях.
Исполнительный директор организации «Содействие детскому отдыху» Галина Суховейко утверждает, что страна стоит на пороге гибели детского отдыха. По ее словам, в стране осталось чуть более двух тысяч стационарных загородных детских лагерей, и эта цифра сокращается каждый год. Если не произойдет изменений, в скором времени из финансово доступных лагерей (тех, куда простые работяги смогут отправить своих чад) останутся только лагеря при школах, в которых полноценно не отдохнешь и здоровье перед учебным годом не поправишь.
Из-за сложившейся ситуации загородные летние лагеря вынуждены перепрофилироваться либо и вовсе закрываться. По крайней мере об этом заявляют специалисты отрасли. Директор детского спортивно-оздоровительного комплекса «Жемчужина России» Валерий Димоев рассказал, что с каждым годом ситуация только ухудшается. Например, ежегодно в Краснодарском крае перепрофилируется 12 лагерей.
«Это очень большая цифра, потому что сегодня детским отдыхом занимается очень мало людей. Развиваются очень крупные лагеря, у которых есть возможность аккумулировать все свои ресурсы и силы, чтобы оставалась возможность развития», — добавляет он.
Через пять-семь лет в стране не останется лагерей, если не предпринять усилия по их сохранению, утверждает Димоев. Они все будут перепрофилированы под пансионаты мать и дитя, под отели и так далее, потому что и рентабельность там высока, и экономика другая, добавляет директор.
Отметим, что раньше детские лагеря имели льготы на землю и налог на имущество. Теперь же они приравнены к крупным компаниям и платят налоги наравне с бизнесом. И это если не считать тарифы: детским организациям выставляют счета за коммунальные услуги, свет и газ, как промышленным предприятиям.
«Это вообще какой-то абсурд. Какую продукцию выпускают лагеря? И разве дети — это не наше население?» — воскликнул на это Сергей Минделевич, член координационного совета по развитию детского туризма при правительстве РФ.
Другая проблема — отсутствие достаточного финансирования из федерального бюджета. Регионы в силу своей специфики не могут покрыть стоимость путевок и обеспечить отдыхом льготные категории детей. Заместитель министра образования и науки республики Саха (Якутия) Эдуард Кондратьев считает, что такая проблема возникла из-за моделированного бюджета и отсутствия учета специфики каждого региона.
Кондратьев заявил, что из федерального бюджета на образование в его республике «не выделено ни одной копейки на поддержание отдыха детей в трудной жизненной ситуации и укрепление баз стационарных лагерей».
«17 миллиардов на систему образования недополучила республика в этом году, в следующем году не получит 11 миллиардов, — добавляет министр. — Соответственно, ради зарплат сотрудников и исполнения майских указов придется жертвовать другими статьями расходов, в том числе и сокращать количество учреждений образования».
Работники образовательных учреждений постоянно жалуются на проверки, которые приезжают в летний сезон чуть ли не каждый день, не принося никакого результата. По словам директора «Жемчужины России» Валерия Димоева, за смену каждое надзорное ведомство проверяет лагерь по два раза.
«Лагеря уходят в отели, где нет такого количества проверок и номенклатурного жесткого регламентирования того, сколько людей они должны принять, сколько и какого персонала трудоустроить, — заявляет директор «Жемчужины России». — Из года в год мы говорим о сокращении проверок. Роспотребнадзор, пожарные, МВД — нет ни одного органа, который в смену каждый лагерь бы два раза не проверял. Понятно, что есть жизнь и здоровье детей. Но давайте посмотрим на другую сторону медали».
О невозможности работать в условиях постоянных проверок говорит и член Координационного совета по развитию детского туризма при Правительстве РФ Сергей Минделевич.
«Полвека назад я работал вожатым в детском лагере. Тогда проверять лагеря могли два ведомства — санэпидемстанция и пожарные, — вспомнил Минделевич. — Сейчас имеют право проверять 12 ведомств. И что, уровень безопасности детей стал выше? Сотрудники лагерей рассказывают, что один лагерь проверяли более 100 раз за три месяца, в среднем — около 60 раз. О какой безопасности детей можно говорить, когда начальник лагеря беспрерывно занят с проверяющими?»
Кроме того, «подкосили» лагеря штрафы, которые некоторые организации не могут выплатить. Например, Минделевич рассказал, что за отсутствие таблички «курить запрещается» лагерю назначили штраф в 100 тысяч рублей.
Выполнение требований контрольных органов даже без штрафов требует немалых финансовых затрат, напоминает Галина Суховейко, исполнительный директор организации «Содействие детскому отдыху».
«Чтобы провести обработку одного лагеря в Краснодарском крае, нужно отдать 500 тысяч рублей. Чтобы установить тревожную кнопку вызова полиции, нужно отдать 30 тысяч в месяц. То есть надзорные органы не только указывают, что делать лагерям, но и берут с них деньги, а безопасность не увеличивается. Мы из одного кармана берем деньги и перекладываем в другой, вместо того чтобы отдать эти деньги на развитие лагеря», — поясняет она.
Решением всех проблем детского отдыха могло бы стать уменьшение регулирования, снижение административных требований и сокращение проверок. Тогда в сферу пришел бы частный бизнес. Сейчас же даже открыть сезон в лагере будет задачей на «три месяца подготовки и 22 килограмма бумаги», как говорят эксперты. В прошлом году государство из бюджетов всех уровней потратило на детский отдых около 70 миллиардов рублей, в позапрошлом — 63 миллиарда. И на эти средства отдохнула всего четверть детей страны, то есть государство со своей задачей по организации детского отдыха не справляется.
«Если государство не может обеспечить всех детей полноценным отдыхом, то надо сделать эту сферу привлекательной для бизнеса. Для этого необходимо развивать государственно-частное партнерство и упростить нормативную базу. «Ничего другого даже не нужно», — считает член Координационного совета по развитию детского туризма при правительстве РФ Сергей Минделевич.
По данным отрасли, в частных лагерях в 2017 году отдохнули всего 3% детей, это 200 тысяч человек. Всего съездили шесть миллионов 596 тысяч детей. При этом уровень частных учреждений чаще всего на порядок выше государственных — расположены они в экологически чистых регионах и предлагают уникальные программы. И сфера детского отдыха была бы привлекательна для предпринимателей, если бы государство пошло им навстречу.
«Спрос есть, детям негде хорошо отдыхать, — уверен Антон Рокотинец, руководитель проектов туристической деревни «Артеково». — Необходима система мотивации бизнеса, снижение административных барьеров и, безусловно, необходим прозрачный и доступный для коммерческой организации госзаказ. Качественная социально значимая услуга должна оплачиваться по качественной цене, учитывая специфику требований и потребностей детей. И тогда, может быть, бизнес по детскому отдыху перестанет быть стагнирующей на периферии отраслью».
С другой стороны, можно было бы отдать все лагеря частному бизнесу. Но цены на смены в частные лагеря начинаются от 40 тысяч рублей, плюс родителям необходимо оплатить дорогу до места отдыха и другие мелкие расходы. В знаменитый «Артек» путевка стоит 80 тысяч рублей. Сейчас ее можно выиграть или получить за особые заслуги в спорте и учебе, но куда ехать отдыхать обычным детям — все еще непонятно.