St
Голос за 60 копеек: как агитируют кандидаты в президенты
18+
Указы «сверху», «молчаливые» ролики и непомерные траты: чем кандидаты завлекают избирателей на выборы и что об их «рекламе» думают профессионалы Фото: © Агентство Москва/Зыков Кирилл

Голос за 60 копеек: как агитируют кандидаты в президенты

Указы «сверху», «молчаливые» ролики и непомерные траты: чем кандидаты завлекают избирателей на выборы и что об их «рекламе» думают профессионалы

Фото: © Агентство Москва/Зыков Кирилл

Агитация — самый дорогой для кандидатов и самый захватывающий для избирателей период предвыборной гонки. Признаться, за шесть лет мы уже успели соскучиться по «неизбежности перемен», по тем, кто «услышит и поможет», и, конечно же, по сильным, новым и другим лидерам «великой страны» и «России будущего». 



Немного цифр


Агитация — это сотни миллионов рублей, спущенных на листовки, плакаты, брошюры, значки и прочие не особо полезные вещи. Теоретически по тому, как кандидат вкладывается, можно понять, на что он рассчитывает. Обратимся к данным ЦИК. 


Самыми агитирующими оказались лидер ЛДПР Владимир Жириновский и директор подмосковного «Совхоза имени Ленина» Павел Грудинин.

Так, либерал-демократ потратил 144 миллиона на «изготовление и распространение печатных и иных агитационных материалов». Это почти 40% всего избирательного бюджета. Кандидат от КПРФ оказался чуть скромнее — 99 миллионов, но это все расходы на текущий момент и больше 80% общего бюджета. Следом идут бизнесмен Борис Титов (41 миллион, 40,6%), теледива Ксения Собчак (34 миллиона, 32,7%) и «яблочник» Григорий Явлинский (восемь миллионов, 22%). Примечательно, что действующий президент Владимир Путин оказался между Собчак и Явлинским с 30 миллионами на агитацию и на последнем месте по соотношению этой цифры с общим избирательным бюджетом. Глава государства, видимо, решил сэкономить и потратил на агитку всего 7,4% своего избирательного фонда. Но есть два кандидата, расходующие средства крайне разумно: Сурайкин и Бабурин. На агитацию, судя по данным ЦИК, они не потратили пока ни копейки. 

Читайте там, где удобно, и подписывайтесь на Daily Storm в Telegram, Дзен или VK.

А теперь посмотрим на электоральные предпочтения, анализ которых каждую неделю проводит ВЦИОМ. Лидером остается Путин (71,5%), следом идет Грудинин (7,3%), за ним — Жириновский (5,5%). При этом позиции кандидата от КПРФ значительно улучшились за последние три месяца. Если в декабре Грудинина поддерживали 1,3% опрошенных, то сейчас — 7,3%. Возможно, непомерные траты на агитацию оправданны. Хотя, судя по позициям Собчак и того же Сурайкина, разницы в том, сколько ты тратишь и каким бюджетом располагаешь, вообще нет. 

И как любят говорить во ВЦИОМе, «если бы президентские выборы проводились в ближайшее воскресенье» и на них пришло бы столько же избирателей, сколько на прошлые (это «Шторм» добавил от себя), то самой экономически провальной была бы кампания Титова. Привлечение одного голоса обошлось бы ему в 285 рублей. Собчак потратила бы на одного сторонника 47 рублей, Жириновский — 39, Грудинин — 17, Явлинский — 13 рублей. Сурайкин и Бабурин получили бы свои 0,1-0,5% совершенно бесплатно. А кампания Путина оказалась бы сверхэффективной: 51 миллион голосов по 60 копеек. Будь избирательный участок магазином смартфонов, глава государства был бы iPhone: при минимальных затратах на рекламу стал бы лидером продаж. Другое дело, что наш «избирательный рынок» не может похвастаться такой же жесткой конкуренцией. 



Выбери меня!


Даже если вы «в домике», обойти стороной уличную агитацию вы не могли, а значит, знакомы с основными тезисами кандидатов. Путин — про сильную Россию, Собчак — про молодость и смелость, Грудинин — про справедливость и народ, Жириновский — про ЛДПР. Сложнее с Явлинским, Титовым, Бабуриным и Сурайкиным (про двух последних мы помним): их агитацию на улице встретить крайне сложно. Зато можно найти их в телевизоре. «Шторм» попросил коллег из проекта This is Media, который часто радует своих подписчиков красивыми документалками, оценить уровень агитационных роликов кандидатов в президенты. 


Григорий Явлинский, кандидат от «Яблока»


«Можно ругаться на власть и выпивать, а можно пойти и проголосовать» — почти стихами призывает Явлинский отдать ему голос и «поверить в себя». Призывает молча, сидя в темной комнате и перебирая таблички. 

«Драматичный ролик. Видно, что потратились на свет, таблички. Но они, должно быть, самое дорогое из всего, что сделано. Ждешь мощный финал, а там просто «нам нужен голос» и какая-то смешная графика», — считает Максим Лукьянов, режиссер монтажа. 


Пресс-секретарь Явлинского Игорь Яковлев пояснил, что в ближайшее время выйдет как минимум еще один ролик. И он будет более «многословным». А первый, «молчаливый» — плод совместного творчества сотрудников штаба и видеомейкеров. 


«Смысл в том, что сейчас избиратели не имеют своего голоса, поэтому ролик без слов», — объяснил Яковлев. 


Сергей Бабурин, кандидат от Российского общенародного союза


Без табличек, но тоже сидя, правда, на светлом фоне, Бабурин агитирует за русских, за справедливость, за равенство. 

Несмотря на весьма простую режиссуру, нашему эксперту ролик понравился, а точнее — то, что в нем использована «какая-никакая», но графика. Однако на этом все комментарии Лукьянова закончились, очевидно, потому что больше оценивать нечего.  


Максим Сурайкин, кандидат от «Коммунистов России»


Сурайкин уверяет, что России нужен сталинский президент-коммунист. Национализация предприятий, возвращение смертной казни, советских законов, повышение зарплат, пенсий — стандартная повестка. 

«Похож на презентацию в Power Point. На такой ролик даже тратиться, наверное, не пришлось. По крайней мере, любой человек может сделать так. Даже лучше», — считает Лукьянов.


Однако в партии с режиссером могут поспорить. По словам Сергея Малинковича, заместителя председателя ЦК «Коммунистов России», ролик Сурайкина сделан таким образом намеренно. 


«Ролики будем менять, но базовым для нас остаются «10 сталинских ударов». Да, он сделан принципиально в скупой стилистике. Мы вообще минималисты. Это не кино. Человек смотрит ролик, а не кино про шпионов: он хочет понять, что несет партия. И за это время, хронометраж, наша задача все донести. Некоторые кандидаты пишут: «Что этот?» или «Что тот?» — это же издевательство над людьми!» — возмущается Малинкович. 


Борис Титов, кандидат от Партии Роста


«А что Титов?» — спросите вы. Вот и авторы его ролика тоже спрашивают: «Что Титов?», когда вокруг тысячами закрываются предприятия, власть считает, что все хорошо, а 83% россиян заявляют о необходимости перемен. Но ответа так и не прозвучит, наверное, потому что это всего лишь грамотно сделанный тизер, сохраняющий интригу до избрания Титова. 

Здесь эксперт увидел отсылку к фильму «Три билборда на границе Эббинга, Миссури».


«Перечисляются проблемы, и мы все ждем ответа, но получаем лишь вопрос. Тоже простая презентация, но сделана уже в другой программе, световые переходы использованы, но тоже ничего особенного», — считает Лукьянов. 


Как пояснили в штабе кандидата, в ближайшее время мир увидит еще несколько роликов, правда, их точное количество пока никто не знает. Там обещали уточнить «что Титов?», но после перестали брать трубку. 


Владимир Жириновский, кандидат от ЛДПР


Жириновский с помощью графики в духе «Скандальной правды» обещает мощный рывок вперед. Там не будет голодных, безработных, бездомных и ЕГЭ, все будут приняты в вузы, у всех будут хорошие квартиры. Серьезные заявления для лидера парламентской партии.  

«Этот ролик сделан для молодежи: качественная анимация в стиле My Duck's vision. В Москве такая графика обошлась бы тысяч в 20. Плюс записано все на «зеленке» (хромакей. — Примеч. «Шторма»)», — говорит Лукьянов.


Эти заслуги можно напрямую приписать Жириновскому. В его штабе говорят, что он лично участвует в разработке стратегии агитации и всегда главный герой роликов. Правда, показывать такое творчество дорого.


«Доступ к средствам доставки агитации улучшился, но цены резко возросли. Сейчас за деньги можно купить рекламу практически во всех регионах России. Тарифы на платную агитацию на центральном телевидении вообще колоссальные. Минута в прайм-тайм на центральных телеканалах стоит до пяти миллионов рублей», — жалуется заместитель руководителя штаба Жириновского по пропаганде Михаил Дегтярев.


Ксения Собчак, кандидат от «Гражданской инициативы» 


Собчак в своем ролике рассказывает про интересы людей, прогуливаясь по разваленным школам и грудью защищая дома от сноса. Свобода, правда, честные выборы, независимый суд приведут нас всех к процветанию, уверена кандидат «против всех». 

«У Собчак самый неинтересный ролик. Даже у Бабурина лучше. Как будто людям нужно было очень быстро что-то сделать — и они повырезали фрагменты из других видео. Нет ничего, что могло бы зацепить», — считает Лукьянов. 


Павел Грудинин, кандидат от КПРФ


Президент, которого ждет Россия, а именно так позиционирует себя Грудинин, в отличие от остальных, потратился на визуальный ряд. 3D-графика и квадрокоптер показывают Россию будущего: с высокими пенсиями и зарплатами, бесплатными медициной и образованием.  

«У Грудинина ролик похож на трейлер к фильму. К тому же — коптер, надписи — как у Навального. Видно, что хотели понравиться молодежи. «Плохая власть», «приходите» — действительно как блокбастер. Будто говорят: «Голосуйте за меня — и жизнь будет как в кино». К тому же, судя по всему, использовано 3D-моделирование, а это достаточно дорогая штука», — отметил Лукьянов. 


Владимир Путин, самовыдвиженец 


И только Путин и его команда уверены: в России все хорошо и должно так оставаться. Защита граждан, новые производства, поддержка семьи, материнства и детства, устремление в будущее и ни слова о самом Путине. 

«У Путина самый замороченный ролик. Световые лучи, много мелких деталей, карта — все очень кропотливо сделано. Но финальная заставка слишком простая. Похоже на то, как человек старательно рисует голову лошади, а потом быстро дорисовывает тело. Но с визуальной точки зрения это самый качественный ролик. Даже не исключаю, что выборную отбивку и его делали одни и те же люди: цвета очень похожи», — резюмирует Лукьянов. 


Однако в штабе Путина сказали, что это совпадение. Отсутствие кандидата в предвыборном ролике там объяснили его занятостью. 


«Наш кандидат не уходил в отпуск, продолжает исполнять обязанности. Штаб даже не предлагал ему отвлечься от своей работы и записать какое-то количество роликов. Плюс ко всему все то, что попало в ролики, всегда было и останется одним из его приоритетов. Здесь ни у кого никаких вопросов нет», — пояснил пресс-секретарь штаба Владимира Путина Андрей Кондрашов. 


А вот нашего видеоэксперта, который оценивал ни приоритеты, а уровень их подачи, больше всего впечатлила работа Грудинина. Даже финальная «визитка» кандидата, которую в сетях часто называют излишне пафосной, идеально вписалась в концепцию трейлера, отметил Лукьянов.


Нарушения и возмущения


От чего лихорадит новостные ленты, так это от сообщений о нарушениях. Собчак жалуется на незаконную регистрацию Путина, ее саму обвиняют в незаконной агитации на страницах Tatler. Несмотря на то что «реклама» только вошла в активную фазу, наблюдатели уже зафиксировали 160 нарушений. 


В Тверском академическом театре драмы заметили плакат, на котором портрет Путина соседствует со слоганом «Армия России вежливая, но грозная». Казалось бы, причем тут тверская драма? 


Во Владимирской области под раздачу попали Грудинин, Собчак и Жириновский. Журналисты одной из газет, учредителем которой является районная администрация, «не ради критики, а просто разобраться» подготовили статью «Про обещания политиков и «медицинские» факты». Наблюдатель усмотрел в этом желание создать негативный образ кандидатов.

Фото: © Агентство Москва/Ведяшкин Сергей
Фото: © Агентство Москва/Ведяшкин Сергей

В Чебоксарах появился баннер с отчетом о выполнении поручений президента: «Построено 220 км дорог, отремонтировано 1155 км». Избиратель не нашел на нем информации об оплате из избирательного счета Путина, а значит, есть основания считать это незаконной агитацией. 


В Горно-Алтайске на празднике Чага-Байрам волонтеры из штаба Путина бесплатно раздавали гостям чай и национальные блюда, что было воспринято жалобщиком как подкуп избирателей. 


А на НТВ, в блоке «Выборы», выпустили сюжет с выступлением Жириновского перед школьниками. В нем он, во-первых, назвал Собчак позором для демократии, а во-вторых, вел агитацию с использованием несовершеннолетних.


В общем, поводов обратиться в ЦИК достаточно, особенно если речь заходит о телевидении. Трансляция многосерийного фильма Оливера Стоуна «Путин» на «Первом канале» вынудила жаловаться представителей сразу трех партий (КПРФ, «Яблока», «Гражданской инициативы»). Однако в ЦИК ответили, что фильм показывали вне времени, выделенного на выборные материалы, и отказали в просьбе компенсировать его другим кандидатам. Проблему с освещением деятельности действующего президента на федеральных каналах отмечали и правозащитники, и наблюдатели. Только сделать с этим, кажется, никто ничего не может: кто поймет, где — о президенте, где — о кандидате, если и там, и там все хорошо? 


Тем временем в анонимных Telegram-каналах публикуют данные об указке «сверху»: по максимуму сократить присутствие «других» кандидатов в информационном поле. «Шторм» обзвонил претендентов на президентское кресло, однако жаловаться никто почему-то не захотел. «Да нет вроде бы» — стандартный ответ на вопрос «Есть ли проблемы с размещением предвыборных материалов?». Не удалось дозвониться до штабов Собчак и Грудинина. «Коммунистов России» во взаимодействиях со СМИ все устраивает, но региональные власти заставляют согласовывать митинги, а кое-где в сетях встречаются посты о задержании сторонницы Грудинина с агитационными брошюрами.


Традиционно и кандидаты, и избиратели всплеска "чернухи" ждут за две недели до выборов. Сама же агитация продлится до 16 марта, а уже 17 настанет день тишины, когда все мы сможем спокойно вздохнуть.

Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...