St
Приказано залюбить до смерти
«Шторм» разобрался, почему коммунисты и некоторые другие оппозиционеры недовольны тем, как телевидение освещает их кандидатов Фото: © Агентство Москва/Зыков Кирилл

Приказано залюбить до смерти

«Шторм» разобрался, почему коммунисты и некоторые другие оппозиционеры недовольны тем, как телевидение освещает их кандидатов

Фото: © Агентство Москва/Зыков Кирилл

24 жалобы от КПРФ и 39 жалоб от кандидата в президенты Павла Грудинина в Центризбирком на освещение президентской кампании. Жалоба «яблочного» кандидата Григория Явлинского на неравный доступ кандидатов к федеральному ТВ. Требование телеведущей и претендента на пост главы государства Ксении Собчак убрать с телеэфира Первого канала четырехсерийный д/ф «Путин». Этим и многим другим недовольные оппозиционные кандидаты в президенты… ничего не добились. И не могли.

 

Освещение предвыборной деятельности кандидатов в президенты на федеральном телевидении только на первый взгляд кажется не столь значимым. Вроде бы показывают, время уделяют. Центризбирком рапортует, что каждый из кандидатов получил положенные по закону эфирные часы — как на каналах, так и на радиостанциях и в газетах.

 

И ведь не поспоришь — 19 февраля настал первый день бесплатной агитации в СМИ для всех кандидатов. Хотя сама избирательная кампания по выборам президента официально стартовала еще 18 декабря.

 

За прошедшее c тех пор время утвердился не только бюллетень для голосования, но и политические предпочтения руководства федеральных телеканалов. Единственный кандидат, который на 100% положительно освещается телевидением, — действующий президент Владимир Путин. А вот с его соперниками дела обстоят не так радужно.




Чужой среди своих

 

Центр исследования политической культуры России ведет свою деятельность с 1989 года. С момента старта президентской избирательной кампании этого предвыборного сезона отслеживает статистику медиаактивности кандидатов в президенты и информирования государственными СМИ о событиях выборной кампании.

 

Всего с 15 по 22 февраля было опубликовано 41 тысяча 630 материалов о кандидатах в президенты, из которых 33 тысячи 407 оказались нейтральными, 3798 — позитивными и 4425 — негативными. Наиболее часто упоминаемыми персонами стали кандидат от КПРФ Павел Грудинин, лидер ЛДПР Владимир Жириновский и телеведущая Ксения Собчак.


Медиа активность кандидатов в президенты
Медиа активность кандидатов в президенты Изображение: © cipkr.ru

За указанный период Грудинин упоминался в 10 342 сообщениях СМИ, Собчак — в 10 117, Жириновский — в 7004. У кандидата от КПРФ при этом 2119 негативных сообщений против 1750 негативных у Собчак и 240 у Жириновского.

 

Но если взять одно лишь только телевидение, без интернет-изданий, картина видится еще более интересной. Безусловный лидер по количеству негативных упоминаний и сюжетов — беспартийный коммунист Павел Грудинин.

 

За период с 16 по 18 февраля на пяти основных телеканалах — Первом канале, «России 1», НТВ, ТВЦ и Рен-ТВ — были продемонстрированы 19 сюжетов из выборного блока. Из них Грудинин появился в 17 сюжетах, при этом 11 из них — негативного характера, в том числе девять — резко негативных.

 

Не считая Владимира Путина, которого телевидение освещает исключительно в позитивном плане и в основном как президента, но не кандидата, Владимир Жириновский и остальные на фоне кандидата от КПРФ выглядят любимчиками руководства ТВ.

 

Из 16 сюжетов с Жириновским — 100% в нейтрально-позитивном плане. 14 сюжетов за Сурайкиным — и каждый из них также нейтрально-позитивный. Восемь сюжетов с Титовым и семь с Бабуриным по своему характеру аналогичны сюжетам о предыдущих трех кандидатах.

 

Протестно-либеральные Собчак с Явлинским чуть менее любы федеральному ТВ. 13 сюжетов у лидера «Яблока», из них 92% нейтрально-позитивного характера. Известной телеведущей было посвящено семь сюжетов, из которых пять нейтрально-позитивных и два негативных.


21 февраля на заседании Центризбиркома его секретарь Майя Гришина сообщила журналистам, что российские телеканалы за прошедшие три недели чаще всего освещали именно кандидата от КПРФ Павла Грудинина. С 29 января по 18 февраля ему было уделено два часа 11 минут, в то время как Путину на ТВ посвятили два часа восемь минут. Так как оценивать характер новостных сюжетов и аналитических передач в ЦИКе не стали, с такой просьбой «Шторм» обратился к известному журналисту и политологу, декану Высшей школы телевидения МГУ Виталию Третьякову.

 

«Нельзя не заметить, что ведется целенаправленная борьба против Грудинина, — отмечает Виталий Третьяков. — Справедливая она или нет, хороший он или плохой кандидат, утаил он что-то или нет, правоверный левый или обманывает коммунистов — об этом я не рассуждаю. Понятно, что выходя на второе место, а это для меня совершенно очевидно, Грудинин не нравится определенным группам сторонников Путина. Сосредоточены они как в администрации президента, так и в «Единой России», в иных экспертных и политических группах. Они не хотят допустить выход Грудинина на второе место. Единственная целенаправленная информационно-политическая линия, которая используется сейчас всеми крупнейшими телеканалами — это линия, направленная на уменьшение результата Грудинина».

 

Претензии, которые на телевидении предъявляют к беспартийному коммунисту, директору совхоза, сплошь однообразные — все они касаются его бизнеса, доходов, недвижимости. Вместо должности директора ЗАО «Совхоз имени Ленина» к Грудинину применяют ярлык «бизнесмена» и «миллионера». 


Скриншот передачи на ТВЦ «В центре событий с Анной Прохоровой» (16.02.2018)
Скриншот передачи на ТВЦ «В центре событий с Анной Прохоровой» (16.02.2018)

Примечательно, что кандидат от партии «Коммунисты России» Максим Сурайкин таковым не называется, несмотря на частичное или полное владение 12 компаниями, счетами на 52 миллиона рублей и доходом за шесть лет в размере 26 миллионов рублей. То же касается и бизнес-омбудсмена Бориса Титова (274 миллиона рублей за шесть лет) и телеведущей Ксении Собчак (почти 404 миллиона рублей за тот же период).

 

Отдельно стоит отметить лидера ЛДПР Владимира Жириновского. Если все вышеупомянутые кандидаты имеют то или иное отношение к бизнесу, то последний, как представляется, является народным избранником. Впрочем, депутату Госдумы и руководителю фракции либерал-демократов это не помешало за шесть лет пополнить свой кошелек на 98 миллионов рублей, то есть почти по полтора миллиона рублей ежемесячно. И это не говоря о счетах почти на 30 миллионов рублей, наличии двух участков в Московской области, восьми домов и более 73 миллионов акций банка ВТБ. Видимо, такова нелегкая доля народного избранника, можно и в бизнес не ходить.



Слащавый привкус кандидатов

 

Определенный заказ на ликвидацию привлекательного имиджа хозяйственника Павла Грудинина замечают и другие эксперты. Директор Института политических исследований, политолог Сергей Марков — частый гость на общественно-политических ток-шоу, транслируемых федеральным ТВ. По просьбе «Шторма» он проанализировал освещение кандидатов в президенты, как в новостных выпусках, так и в передачах с приглашением политиков и других общественных деятелей.

 

По наблюдениям эксперта, которые соответствуют и нашим наблюдениям, Владимир Путин — персона неприкасаемая для критики телеведущими и большинством политологов. Его освещают исключительно позитивно, но как кандидата не так много. Упор делается на его президентской деятельности.

 

Павел Грудинин освещается в резко негативной форме, а вот программа, которую он представляет и которая действительно интересна обществу, игнорируется, встречи с избирателями практически не освещаются. Все это в сумме дает зрителю искаженную информационную картину о кандидате в президенты от КПРФ, замечает эксперт.

 

Владимира Жириновского в эфирах, напротив, любят, жалуют и приглашают в ток-шоу чаще остальных (чего не скажешь о других кандидатах и о Грудинине, который последний раз на ТВ был в конце прошлого года), однако совсем не допускают критику в отношении его деятельности. «Чрезмерно сладкий привкус в его освещении», — убежден Сергей Марков.

 

От себя добавим, что кандидат в президенты Жириновский с 1 по 18 февраля проводил фактически бесплатную агитацию в ряде аналитических ток-шоу («60 минут» и «Воскресный вечер с Соловьевым» на телеканале «Россия 1»). Там он выступал в качестве эксперта по внешней политике. В качестве эксперта по сельскому хозяйству, например, в те же программы кандидата от КПРФ Павла Грудинина не приглашали. Как и Явлинского — экспертом по экономическим вопросам.

 

К слову, о последнем. Григория Явлинского, с точки зрения политолога, освещают в нейтрально-позитивном характере и практически не вспоминают о том, что лидер «Яблока» не поддерживает крымский референдум и действия России после Майдана в 2014 году.

 

«Следующая — Ксения Собчак. Здесь самый большой разрыв шаблонов. Славословное освещение ее активности, очень много патоки. При этом минимальная критика этого кандидата. Борис Титов — и не плохой, и не хороший. Негатива нет, оценка позитивно-нейтральная».

 

Наличие в телевизионном поле Сергея Бабурина и Максима Сурайкина очень гипертрофированно, замечает Марков. Несмотря на личное уважение политолога к Бабурину и скептический настрой по отношению к «товарищу Максиму», он называет их кандидатами-спойлерами, чей функционал на этих выборах похож один на другой.

 

Подводя черту под освещением кандидатов в президенты, директор Института политических исследований Сергей Марков отмечает, что телеканалы нарушают не то чтобы букву закона, но определенно его дух. Объективного освещения и равного доступа к СМИ он не видит. «К сожалению, федеральные телеканалы поддерживают правящую партию, группировку, практически всегда и везде. Было бы странно, если бы какая-то из правящих групп, у которой есть власть, не пользовалась бы эти ресурсом, — рассуждает Марков. — Теоретически было бы неплохо, если бы они имели более независимую позицию. Но в нашем мире, наверное, это невозможно».



Апогей и ультиматум

 

Как бы ни хотелось абстрагироваться от коммунистов и найти на телевидении последовательную борьбу против других кандидатов — сделать этого не получается. Что ни день, то красный бизнесмен становится жертвой очередного скандала. То якобы новые счета, то якобы новая недвижимость, то уход от Грудинина якобы доверенных лиц кандидата. Первыми об этом узнают некоторые интернет-издания, их количество можно пересчитать по пальцам одной руки, вторыми эту информацию подхватывают центральные телеканалы.

 

Самой популярной темой последнего времени стал якобы раскол в КПРФ из-за выдвижения директора совхоза. И если сначала об этом кричали региональные телеканалы и газеты, то теперь эту тему подхватило и федеральное ТВ.


Ведущий «России 1» Дмитрий Киселев посвятил своим рассуждениям (тайм-код с 20:45 по 28:15, не поленитесь — посмотрите, кто не видел) на тему раскола более восьми минут в прайм-тайм 18 февраля. Если опустить всю патетику журналиста, то его посыл сводился к нескольким простым вещам: Компартия дышит на ладан, виновник тому — ее лидер Геннадий Зюганов, которого купил «бизнесмен-миллиардер» Павел Грудинин. Чтобы выйти сухим из воды, Зюганову необходимо отказаться от своего выдвиженца и, быть может, тогда партийцы простят ему грехи, а КПРФ сохранится как партия.

 

В комментарии «Шторму» Геннадий Зюганов подтвердил, что ни от кого не собирается отказываться, а телевидению и телеведущим необходимо умерить свой пыл.

 

«Главные закоперщики сидят в кабинетах Кремля. Они должны отвечать по полной. Но я еще надеюсь, что руководство Кремля поймет, что все это — преступление и против них, и против этих выборов, — сокрушался Зюганов в разговоре со «Штормом». — Против этого надо не только протестовать, но и восставать самым решительным образом. Вы дождетесь, что граждане проявят свой характер и на улице. Если вас ничему не научил ни 93-й, ни 96-й, ни 98-й год».


Фото: Агентство Москва/Любимов Андрей
Фото: Агентство Москва/Любимов Андрей

Лидер КПРФ также подробно остановился на событиях 1993 года, проводя параллель дня сегодняшнего с освещением событий начала девяностых.

 

«Что касается Фадеева — он дискредитирует все телевидение и Первый канал. Ведь там уже бойня была, ее спровоцировали во многом журналисты. И кровь тех ребят, которые полегли у Останкино, — на их погонах и плечах. Мне казалось, что Эрнст после того потрясения сделал далекоидущие выводы. Но последние репортажи у меня вызывают огромные сомнения».

 

Несмотря на, казалось бы, очевидный негативный информационный фон вокруг кандидатуры Павла Грудинина, Центризбирком не соглашается с подобной фактурой. 21 февраля в ЦИК РФ заседала рабочая группа, которая также рассмотрела более 30 жалоб от Грудинина и КПРФ на разные сюжеты, вышедшие в эфир Первого канала, Рен-ТВ, ВГТРК, ТВЦ и НТВ.

 

«Позиция телеканала позволяет сделать вывод о целенаправленном влиянии на мнение избирателей посредством выбора исключительно негативных информационных поводов и умалчивания об активной предвыборной деятельности кандидата Павла Грудинина», — говорилось в жалобах коммунистов.

 

Но ни рабочей группе ЦИКа, ни руководству телеканалов так не показалось. Жалобы были отклонены, а Компартию и Грудинина обвинили в политической цензуре.

 

Декан Высшей школы телевидения МГУ Виталий Третьяков убежден, что против директора Совхоза имени Ленина развернута никем не скрываемая целенаправленная информационно-пропагандистская кампания.

 

«Более того, у нее, безусловно, есть центр, и он находится в одной из властно-административных точек. Кстати, критикой кандидата от КПРФ помимо Жириновского занимаются и некоторые другие кандидаты в президенты. И это, видимо, тоже не случайно, — подчеркивает политолог Виталий Третьяков. Если у тебя у самого маленький результат, то ты должен бороться за его увеличение, а не расходовать свои силы на борьбу с тем, кто все равно получит больше тебя. Те, у кого по 1% голосов, должны критиковать друг друга, больше себя самого рекламировать. Или критиковать главного претендента, Путина в данном случае. Если ты отвлекаешься на борьбу с Грудининым, то ты и от него ничего не отбираешь, так как слишком маломощен, и себе ничего не добавляешь. Борьба на выборах — это борьба за собственный результат, а не борьба за уменьшение результата у кого-то другого».


Медиа активность кандидатов в президенты
Медиа активность кандидатов в президенты Изображение: © cipkr.ru

С Третьяковым согласен и директор Института политических исследований Сергей Марков. В разговоре со «Штормом» он особо отметил, что в данном случае имеет место четкая и слаженная работа всей системы, а не отдельных ее игроков.

 

«Какие-то опасения у властей насчет Грудинина определенно есть, это да. С чем они связаны — трудно сказать. Есть точка зрения, что кандидата от КПРФ хотели поставить губернатором Подмосковья, но появились группировки, которые были категорически против этого. Они вот его и мочат. Но мне эта точка зрения представляется не очень достоверной. Если несколько телеканалов слажено мочат Грудинина — значит дело не в отдельной группировке».

 

Последней каплей терпения для Павла Грудинина и КПРФ стала позиция центральных телеканалов в отношении проведения предвыборных дебатов, начиная с 26 февраля. По мнению штаба коммунистов, дебаты должны стать инструментом для оглашения позиции и программы кандидатов для максимально широкой аудитории. Однако телеканалы определили свой порядок организации теледебатов.

 

Время выпуска — 8:00 мск на Первом канале и 23:00 мск на «России 1». Не в прямом эфире, а в записи. Об этом, кстати, ЦИК попросил Владимир Жириновский и на этом настояли руководители телеканалов — эфирное время дескать занято под трансляции Олимпийских игр. Плюс ко всему — не классические дебаты в формате один на один, а сразу все кандидаты в одной студии. «В связи с неучастием в теледебатах действующего президента России мы уверены, что это сделано специально, чтобы превратить дебаты в шумный балаган», — говорится в заявлении предвыборного штаба кандидата в президенты России Павла Грудинина.

 

Недовольство коммунистов поддержали и некоторые другие кандидаты. В частности, Ксения Собчак также настаивает на проведении дебатов «в праймовое время вещания» — в семь-восемь часов вечера, а не ранним утром или глубокой ночью. А вот кандидат от «Коммунистов России» Максим Сурайкин в целом готов поддержать предложение ЛДПР, поскольку «прямой эфир — в некоторой степени миф. С учетом масштаба нашей страны, прямым эфир будет лишь для некоторых часовых поясов России, в остальных случаях он все равно будет в записи».

 

Отметим, что дебаты на радио и телеканалах начинаются 26 февраля. На данный момент ни ЦИК, ни руководители телеканалов никак не отреагировали на требования Грудинина и Собчак. Сдается нам, что никак и не отреагируют. Телеканалы уже неоднократно четко давали понять, что они проводят «самостоятельную» и «независимую» политику и не позволят никому на них давить.


Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...