St
Мэрский PR: кто, как и за сколько рекламирует кандидата в мэры Собянина в соцсетях
В преддверии выборов крупные паблики «ВКонтакте» заполонили посты с хвалебными одами самовыдвиженцу Сергею Собянину. Все они связаны с мэрией Москвы

Мэрский PR: кто, как и за сколько рекламирует кандидата в мэры Собянина в соцсетях

В преддверии выборов крупные паблики «ВКонтакте» заполонили посты с хвалебными одами самовыдвиженцу Сергею Собянину. Все они связаны с мэрией Москвы

Фото: © Агентство Москва/Ведяшкин Сергей
Фото: © Агентство Москва/Ведяшкин Сергей

За Сергея Собянина, кандидата в мэры Москвы на предстоящих выборах, развернули агрессивную PR-кампанию в социальных сетях. Пользователи теперь знают где, когда и во сколько он был, к чему приложил руку и почему его столица — #лучшийгородземли. Посты появляются в крупных пабликах и на страницах обычных людей, правда, все тексты подозрительно похожи друг на друга. «Шторм» решил выяснить, кто все эти люди, сколько стоит такая реклама, а главное — кто ее оплачивает, если предвыборного счета у самовыдвиженца Сергея Собянина пока нет.




Каково это — быть мэром


Новую рубрику «каково это» журнал Esquire решил начать именно с Сергея Собянина. Возможно, потому что «каково это — быть мэром» интереснее, чем «каково это — быть шахтером». Наши коллеги сумели сделать материал, который разлетелся на цитаты и в паблики. Правда, оформлены посты под копирку и появились в «ВК» в районных сообществах столицы: «Вернадка», «Медведково», «Коммунарка», «Юг Москвы», «Восточный округ», «Москва.Север», «Самый центр» и других. В общей сложности мы насчитали идентичные посты в 122 группах. Каждая из них охватывает от четырех до 13 тысяч человек.


Все паблики — единый проект агентства гиперлокальной рекламы Sosedi Media. Рекламный пост во всех группах, как, очевидно, и было с собянинским «быть мэром», стоит 34 999 рублей. Но было бы наивно полагать, что рекламу статьи в паблике «Чертаново Москва» покупал Esquire, чья официальная страница в «ВК» тянет на полмиллиона пользователей. «Шторм» проанализировал сайт «Соседей», но не нашел ничего, что помогло бы идентифицировать фирму. Не указаны толком ни контакты, ни список сообществ, ни команда. Некто Игорь Зайцев, отвечающий за размещение рекламы, скрывает свое настоящее имя, зато в презентации, которую Sosedi рассылают своим потенциальным клиентам председателем совета директоров, указан Теодор Зазаев. В интернете он часто упоминается в качестве политтехнолога, а также владельца компании «Теомедия». По данным «Медузы», ему принадлежит более 400 районных пабликов «ВКонтакте», а мэрия частенько прибегает у его услугам для снижения негативного информационного фона. 


Правда, сам Зазаев в телефонном разговоре со «Штормом» свою работу на мэрию отрицает, говоря, что не следит за тем, какие посты публикуют администраторы в его сообществах. Каким образом связана «Теомедия» и Sosedi Media, он почему-то пояснить затруднился. Все это наталкивает на мысль, что анонимность «рекламщиков» обусловлена чем-то большим, нежели просто желанием сохранить приватность. Например, скандалами годовой давности. Тогда на проекте «Лапшеснималочная» появилось расследование о том, как мэрия Собянина бомбардирует социальные сети в пользу сноса пятиэтажек в столице. В нем фигурировали молодые люди, работающие в социальной сети «Соседи.ру». Они, как утверждали авторы проекта, от имени «простых москвичей из хрущевок» вели в соцсетях сообщество, оправдывающее необходимость реновации. «Соседи.ру» в 2014 году купило ООО «Медиа Менеджмент», которое полностью принадлежит ОАО МИТ, а то, в свою очередь, — Департаменту имущества Москвы.



Молодые и подневольные


Не исключено, что есть те, кто совершенно искренне поддерживает Сергея Собянина и готов кричать об этом на каждом углу. Правда, за весь день, проведенный в соцсетях по запросам «собянин» и «выборы мэра Москвы», мы нашли лишь один искренний аргументированный пост. Остальные сухо декламировали: за Собянина! Изучив страницы их авторов, мы выделили две группы лиц, разных содержательно, но совершенно одинаковых идеологически.


Первая — студенты, члены молодежных парламентов, «Молодой гвардии «Единой России» и Putinteam. В случае с МГЕР схема работает та же, что и с Sosedi Media: один красиво написанный текст множится в геометрической прогрессии. Например, такой текст написал студент Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ и заботливо скопировался членами единороссовской «Молодой гвардии». Назвать это проплаченной акцией сложно, но административный ресурс — налицо.


Вторя группа — коллеги-чиновники. Правда, от юных строителей карьеры их отличает совершенная неохота делать что-то сверх положенного. Грустные ссылки без сопровождающих комментариев на новости с сайта Собянина — вот и все разнообразие.


Мэру Москвы поют оды и журналисты. Правда, издания к властям имеют отношение такое же близкое, как и Сергей Собянин к префектурам столицы. Нам, например, очень понравилась статья под названием «Мэр выполняет то, о чем говорит», опубликованная на портале «Вешняки». Позже текст также оказался в районных группах. Здесь все на поверхности — информация о том, что учредителем портала является управа района Вешняки, опубликована на сайте, в самом видном месте. Аналогичная история с интернет-газетой «Даниловский вестник» и ее учредителем — префектурой Южного административного округа города Москвы. Мы насчитали более 80 изданий, учредителями которых являются префектуры различных округов и управы районов столицы. Каждая из них имеет свое представительство в социальных сетях. Сложите 122 паблика в «ВК», 80 электронных газет, столько же групп в соцсетях, немеренное количество чиновников и молодых провластных активистов, и вы получите параллельную информационную вселенную, которая оплачивается из бюджета. Причем неслабо.



К примеру, содержание информационного центра правительства Москвы (icmos.ru) на 2018 год обошлось бюджету в 40 миллионов рублей. Контракт Департамент СМИ и рекламы столицы заключил с уже знакомым ОАО МИТ. Будем считать это официальным освещением деятельности мэрии посредством собственного портала и пресс-конференций. В договоре нет и слова о какой-либо активности в соцсетях, а сумма контракта в восемь раз меньше того, что на «распространение информации» спускают префектуры и управы.


На этот год мы насчитали семь контрактов на 349 миллионов рублей, заключенных с ООО «Единая редакция», которая и издает районные газеты Москвы. Генеральным директором фирмы, согласно данным базы «СПАРК — Интерфакс», является Латышев Александр Игоревич. Человек с таким же именем в 2014 году был указан в декларации о доходах сотрудников префектуры Северо-Восточного административного округа города Москвы. Там он числился в должности начальника управления.


Бенефециаром «Единой редакции» является Власов Михаил Михайлович, по совместительству генеральный директор еще одной фирмы — «РИЦ Северо-Восток». Компания также занимается изданием газет. На 2018 год управы трех районов заключили с ней контракты на 5,5 миллиона рублей. За эти деньги поставщик должен «создавать информационные материалы, отражающие деятельность префектуры СВАО города Москвы и управы». Таким образом, на освещение собственной же деятельности в собственных районных изданиях мэрия в год тратит минимум 354 миллиона рублей.


Мы отправили в пресс-службу правительства Москвы официальный запрос. Во-первых, нас искренне интересует, зачем мэрия тратит так много денег на газеты, которые вряд ли кто-то из вас видел. Во-вторых, почему не легче оптимизировать затраты, создав единый информационный ресурс. А в-третьих, каким образом связано агентство рекламы Sosedi Media с социальной сетью «Соседи.ру». И, конечно же, мы попросили мэрию ответить, каким образом глава Москвы Сергей Собянин постарается не применять административный ресурс, рекламируя себя в качестве кандидата в градоначальники.