St
Не имей 100 рублей, а имей админресурс
18+
Daily Storm спросил у кандидатов при должностях, как им удается попадать в новости и сюжеты телеканалов Коллаж: © Daily Storm

Не имей 100 рублей, а имей админресурс

Daily Storm спросил у кандидатов при должностях, как им удается попадать в новости и сюжеты телеканалов

Коллаж: © Daily Storm

Движение «Голос», признанное в России иностранным агентом (а в 2016 году вовсе ликвидированное судом) выпустило доклад об агитации перед выборами 13 сентября. В организации проанализировали кампании в четырех округах (довыборы в действующий созыв Госдумы), а также предвыборные гонки в 18 регионах, где будут выбирать губернаторов, и в 11, где формируются региональные парламенты. Движение пришло к выводу, что для агитации за провластных кандидатов активно используется административный ресурс, с помощью которого всех претендентов на должности делят на «своих» и «чужих». «Своим» кампанию вести легче, а «чужим» приходится биться за победу. Сами провластные кандидаты уверены: раз у избиркомов к ним претензий нет, значит, все честно.

 

Главными преимуществами «административных» кандидатов стала возможность совмещать работу и агитацию. Обычно губернатор, который переизбирается, или врио губернатора, имеющий амбиции закрепиться в регионе, в отпуск на время предвыборной кампании не уходит. И вся мощь админресурса и региональной медиамашины начинают работать на него. Кандидат, по сути, выполняет свою работу, когда открывает школы, выделяет деньги на социалку, строительство больниц или ремонт дорог, но перед выборами все это превращается в избирательный капитал. Губернатор ассоциируется с новыми домами, школами, хорошими соревнованиями, яркими фестивалями, а не с низкой зарплатой, туалетом на улице и тем, что половину денег с какой-нибудь построенной школы распилили.


Пиар обеспечивают региональные медиа, которые живут за счет госбюджета — контрактов на «информационное сопровождение деятельности администрации», лицом которой как раз и является губернатор или врио — он же еще и кандидат.

 

Из доклада следует, что упоминаемость «административных» кандидатов в региональных СМИ оказалась в семь раз выше, чем у всех остальных участников выборов вместе взятых. Выделилась Ленинградская область — там, по данным исследования, имя Александра Дрозденко в местных медиа упоминается в 24 раза чаще, чем имена трех его конкурентов.

Читайте там, где удобно, и подписывайтесь на Daily Storm в Telegram, Дзен или VK.

Александр Дрозденко
Александр Дрозденко Фото: © Global Look Press / Замир Усманов

 «Такое преимущество создается в основном за счет публикации материалов об «административных» кандидатах в СМИ, которые либо принадлежат госорганам и органам местного самоуправления, либо получают госконтракты и субсидии», — отметили в «Голосе».

 

«Голос» также говорит о неравенстве агитационных возможностей. Например, о частоте встреч с избирателями кандидатов от власти и их конкурентов. Люди при должностях постоянно встречаются с избирателями под видом рабочих поездок. В «посткоронавирусную эпоху» у остальных, не наделенных должностями кандидатов возможностей встретиться с избирателями лично оказывается гораздо меньше.

 

Член ЦИК Евгений Шевченко заявил по поводу выводов «Голоса»: он не считает нарушением тот факт, что губернаторы не берут на время предвыборной кампании отпуск и встречаются с населением. «Губернатор должен работать 365 дней в году вне зависимости от того, баллотируется он или нет, так как он отвечает за весь регион и его жителей», — считает Шевченко.

 

Первый замруководителя комиссии по СМИ Общественной палаты Александр Малькевич полагает, что необходимо скорректировать избирательное законодательство. По его мнению, несправедливо, что представителям власти разрешено не уходить в отпуск на время выборов, а работникам множества сфер — нужно обязательно.

Фото: © АГН Москва / Софья Сандурская
Фото: © АГН Москва / Софья Сандурская

«Я, например, за то, чтобы снять ограничения, которые существуют для журналистов и работников СМИ. Потому что они сейчас самые бесправные. Журналист или там бухгалтер редакции соберется на выборы — должен выходить в отпуск, чтобы не пользоваться служебным положением… При этом работники исполнительной и законодательной власти в отпуск уходить не обязаны», — заявил он.

 

В результате, как отметил Малькевич, все политики и чиновники по действующему законодательству считаются по умолчанию честными и служебным положением не пользуются. А вот работник СМИ, уборщица или бухгалтер — обязательно подключат свои связи для агитации.

 

В то же время общественник отметил, что в корректировке нуждаются и многие другие моменты избирательного законодательства, поскольку избирательное право зачастую поддается вольной трактовке и этим пользуются недобросовестные люди как из структур власти, так и из оппозиции.

 

Daily Storm рассказал о претензиях «Голоса» непосредственным участникам избирательного процесса и попросил разъяснений.


В пресс-службе губернатора Ленинградской области Александра Дрозденко ответили, что количество упоминаний в СМИ — «результат колоссальной работы, которую каждый день проделывает губернатор», а не использование админресурса.

 

В ленинградском избиркоме не смогли ответить на вопрос, нарушаются ли избирательные права других кандидатов и жителей области из-за того, что очевиден заметный перекос в информировании о претендентах на кресло губернатора. Пресс-секретарь избиркома Ленинградской области сначала заявила, что ей нужно некоторое время на подготовку, а потом — что не может ответить по телефону, и попросила отправить официальный запрос, на который Daily Storm ответа пока не получил.


Врио губернатора Пермского края Дмитрий Махонин сказал, что слишком занят работой, чтобы обсуждать выборы, а в краевой пресс-службе отметили, что раз у местного избиркома к господину Махонину претензий нет, значит, все делается по закону.

Дмитрий Махонин
Дмитрий Махонин Фото: © instagram.com/mahonindn

 «Просто система так заточена», — анонимно пояснил один из собеседников Daily Storm, который переизбирается на свой пост на муниципальном уровне. По его словам, перекос в освещении деятельности кандидатов перед выборами действительно присутствует, но «это далеко не всегда злой умысел».

 

«К тому же часто СМИ просто нечего писать про оппонентов провластных кандидатов, — добавил он. — Представьте: губернатор действительно ездит по региону, контролирует, открывает там что-то, чиновников местных ругает — для провинции это инфоповод. А то, что Пупкин условный заявил, — ну кому это интересно? Пупкина этого и не знает никто обычно».

 

Надеждой оппозиционеров все еще остаются соцсети. В них упоминаний провластных кандидатов тоже очень много, но, как показывает анализ «Голоса», отклик на публикации о кандидатах от власти очень слабый. В среднем — 14 реакций на пост (лайк, комментарий или перепост). Это низкий процент вовлеченности. Общественники объясняют это тем, что власти просто еще не научились работать с соцсетями. Но в то же время и в них иногда вкладываются большие бюджеты. Отдельно стоит отметить тот факт, что агитационные материалы размещают в официальных аккаунтах госорганов, органов местного самоуправления, организаций образования, культуры и здравоохранения, что, безусловно, является нарушением избирательного законодательства. В ЦИКе согласны с тем, что вопрос агитации в соцсетях нужно обсуждать на круглых столах, чтобы понять, как эта система должна регулироваться.

 

«Нужно задействовать экспертное сообщество и партии», — заявил Евгений Шевченко.

Евгений Шевченко
Евгений Шевченко Фото: © ЦИК РФ

 Председатель Центральной избирательной комиссии Элла Памфилова не смогла оперативно ответить на запрос Daily Storm, однако во время заседания комиссии 9 сентября она заявила, что избирательное законодательство нуждается в совершенствовании и что ЦИК должен реагировать на «несправедливые информационные волны».

 

«Если кто-то пускает информационную волну, информационный поток, который несправедлив или не совсем соответствует действительности, или совсем не соответствует действительности, то вы не должны отмалчиваться. Если вы чувствуете свою правоту — опровергайте. <...> Вы не должны отмалчиваться. Надо всегда реагировать. Возникла проблема, повод, стали обсуждать — реагируйте», — сказала Памфилова на заседании ЦИК.

 

Для подготовки этого материала корреспондент Daily Storm направил в течение одного рабочего дня четыре официальных запроса в региональные органы власти и один — в ЦИК, а также сделал несколько десятков телефонных звонков. Видимо, можно считать эту «информационную волну» справедливой, раз на нее пока не посчитали нужным отреагировать.

Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...