St
Новый Мурманск: Андрей Чибис ищет 60 миллиардов рублей на строительство столицы Арктики
В Москве инициативу поддержат, если глава региона представит обоснования масштабных вложений Коллаж: © Daily Storm

Новый Мурманск: Андрей Чибис ищет 60 миллиардов рублей на строительство столицы Арктики

В Москве инициативу поддержат, если глава региона представит обоснования масштабных вложений

Коллаж: © Daily Storm

Губернатор Мурманской области Андрей Чибис летом представил Владимиру Путину амбициозный и впечатляющий проект: строительство на западном берегу Кольского залива района Новый Мурманск. Daily Storm выяснил, что стоимость проекта оценивается в 60 миллиардов рублей. В областной администрации Новый Мурманск видят как будущий центр Заполярья, который «консолидирует всю мировую арктическую повестку». Но проект пока не готов, и еще предстоит найти источники финансирования. Общественники и некоторые представители власти считают, что Новый Мурманск может остаться невостребованным и не решит важнейшие проблемы Севера.


Андрей Чибис победил на выборах губернатора под лозунгом «На севере — жить!». Он пытается создать новую концепцию жизни в Заполярье. Мурманск — самый большой российский город, расположенный за полярным кругом, но главная его проблема — отток населения. Люди уезжают в более развитые города в поисках комфорта. Строительство Нового Мурманска — один из шагов, запланированных губернатором для увеличения численности мурманчан и улучшения качества их жизни.


Район, согласно проекту, разместится на Абрам-Мысе. Там планируется поселить 25 тысяч человек (всего в Мурманске живет 292 тысячи). Помимо жилья планируется строительство научного кластера, офисных комплексов, торгового центра, выставочного зала, гостиницы, спорткомплекса, а также зон отдыха и набережной с пирсом. В планах также — создать Арктический научно-образовательный центр со студенческим кампусом, а через Кольский залив пустить канатную дорогу стоимостью два миллиарда рублей.



Первоочередная задача проекта — обеспечение Мурманска современным жильем. Часть квартир предназначена для расселения аварийного жилого фонда. Кроме того, в них нуждаются работники компании НОВАТЭК и военнослужащие. Комфортное жилье требуется и для туристов.


«Сейчас на западном берегу строится база [для перевалки сжиженного газа] НОВАТЭКа, с 10 тысячами рабочих мест, треть которых — инженеры высокого класса. И для их размещения в городе уже необходимо качественное жилье, с этим есть проблемы. В ближайшее время планируется переезд военных в Мурманск. Но жилищный фонд не отвечает имеющимся запросам. Сейчас у нас уже есть потребность в 100 тысячах квадратных метров жилья. Если мы не удовлетворим этот запрос, то от нас все уедут», — рассказала Daily Storm глава АНО «Центр городского развития Мурманской области» и советник Андрея Чибиса Ольга Вовк.


«Общая стоимость строительства Нового Мурманска составляет примерно 60 миллиардов рублей... Источником финансирования мы видим для себя федеральный бюджет, так как Мурманск может стать центром развития Арктики, и региональный бюджет, и местный, и частные инвестиции», — поделилась Вовк. По ее словам, федеральный центр ежегодно выделяет на расселение жильцов аварийных домов 600 миллионов рублей. И эти деньги эффективнее направить на строительство новых домов, а не на приобретение квартир на вторичном рынке.


Новый Мурманск могут включить в госпрограмму по развитию арктического региона, сообщила советник губернатора. Сейчас проект комплексного развития города находится на рассмотрении в Министерстве РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики. «На этих выходных у нас был замминистра Александр Крутиков. Мы договорились, что сейчас готовим дорожную карту по реализации первого этапа развития города, куда войдет и проект «Новый Мурманск», и они уже будут докладывать президенту и включать эти мероприятия в госпрограмму», — сообщила Вовк.


Константин Долгов
Константин Долгов

Сенатор от Мурманской области Константин Долгов поддержал инициативу Андрея Чибиса. По его словам, Новый Мурманск станет комфортным местом для жизни и работы, но для получения средств из федерального бюджета власти должны привести весомые аргументы. Пока проект на стадии создания.


«Освоение Арктики — это сейчас стратегически важное направление для всей страны. Сейчас идет активная разработка проекта. Это будет очень современное и комфортное городское пространство, и если будет подведено серьезное обоснование, то федеральное финансирование проекта должно быть», — надеется Долгов.


Сенатор уточнил, что частью комплексной стратегии по развитию Российской Арктики является стимулирование бизнеса и предоставление льгот жителям Заполярья. «Сейчас на уровне правительства согласовываются серьезные меры по стимулированию деловой активности в регионе и в целом в Арктике. Есть предложения по привлечению инвестиций, которые продвигает регион. В регионе началось строительство инфраструктурных объектов в рамках нацпроектов. Я уверен, что будут осуществляться меры, направленные на развитие малого и среднего бизнеса», — считает собеседник Daily Storm.


Особое внимание в стратегии развития Арктики, по словам сенатора, будет уделено удержанию молодежи и специалистов в северных регионах. Для этого предполагается единоразовая выплата арктической надбавки за пять лет, предоставление жилья и целевой набор в вузы. Жизнь в Мурманске дорогая: продукты привозят из других регионов, цены в магазинах достигают московских, а за услуги ЖКХ владелец средней двушки платит более 10 тысяч рублей. Поэтому оставить людей в регионе поможет введение налоговых льгот.


На вопрос, будут ли введены льготы для жителей заполярных территорий, Константин Долгов ответил: «Будут несомненно. Уверен, что позиция и федеральных, и мурманских властей такова, что надо стимулировать экономическую активность».


Сам губернатор Андрей Чибис связывает Новый Мурманск с проектируемым Северным морским путем (СМП), который позволит доставлять грузы из Азии в Европу быстрее на месяц, а значит, дешевле, чем через Индийский океан и Суэцкий канал. Но для эффективного функционирования СМП нужна инфраструктура — прежде всего порты для кораблей. И незамерзающий мурманский порт может стать одной из основных баз для азиатских и европейских сухогрузов. Для России реализация СМП откроет экономические, геополитические, военные возможности: надо только оживить Русскую Арктику.


В Мурманске к инициативе губернатора относятся по-разному. В основном опасения вызывает востребованность проекта. Собеседники Daily Storm указывают, что в области существуют более срочные проблемы.


Максим Белов
Максим Белов

Председатель комитета Мурманской облдумы по экономической политике, энергетике и жилищно-коммунальному хозяйству Максим Белов (экс-кандидат от ЛДПР на пост губернатора) рассказал Daily Storm: «С одной стороны, такие мощные идеи — это хорошо. С другой — такие идеи должны реализовываться параллельно с реновацией городов Мурманской области. У нас проблемный регион, и для жителя, когда он слышит про строительство Нового Мурманска, это звучит дико».


«Мне до сих пор не удалось ознакомиться с проектом. Непонятно, кто там будет жить, как будет выстроена логистика — очень много вопросов. Пока что мы видим только бренд. Новый Мурманск выглядит как пиар губернатора, — заявил Белов. — Но если создать комфортные условия обитания на Севере, плюс вернуть реальные надбавки за работу здесь — то человек останется».


Глава исполкома мурманского ОНФ Максим Сахневич обращает внимание: пока что главные проблемы Мурманска — это состояние ЖКХ и низкие зарплаты, которые, несмотря на арктическую надбавку, соизмеримы с зарплатами в средней полосе России. «Проект Нового Мурманска — это только один из винтиков, который позволит сохранять людей в регионе. Если все остальное будет плохо, то это не спасет ситуацию. В Мурманске надо налаживать систему здравоохранения, улучшать ЖКХ. Нужно принять комплекс мер по сохранению населения и прежде всего — высококвалифицированных кадров. Если этого не будет, то одного Нового Мурманска недостаточно», — отметил Сахневич.


Пока детище Андрея Чибиса доводят до ума на стадии проектирования, администрация уже начала поиск застройщика. Daily Storm не удалось узнать, в какие сроки власти надеются запустить стройку на Абрам-Мысе.


«Есть пул компаний-интересантов. Встречаемся. Работаем, обсуждаем с потенциальными инвесторами. Называть конкретные организации пока что рано», — рассказала Ольга Вовк. Ранее одним из потенциальных инвесторов и подрядчиков называли московскую компанию Capital Group. Вовк подтвердила, что встреча с представителями фирмы состоялась, их ознакомили с планами строительства, однако не уточнила, будет ли Capital Group участвовать в проекте.


Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...