St
Торговые войны — Китай vs США: какую выгоду получит Россия
close

Торговые войны — Китай vs США: какую выгоду получит Россия

Пекин пошел навстречу Вашингтону и решил закупать больше американских товаров, но это лишь затишье перед новым конфликтом

Китай и США 20 мая договорились не допустить начала торговой войны и приняли ряд решений для стабилизации экономической ситуации. КНР решила снизить градус протекционизма и открыть дорогу большему количеству американских товаров. Взамен Соединенные Штаты решили пока что воздержаться от торговых пошлин на китайский продукт, которыми администрация президента Дональда Трампа грозила Пекину. Короткий период конфронтации завершился, и «Шторм» разбирается, не упустила ли Россия какие-либо возможности.


«Мы отложили возможное начало торговой войны, пока мы будем пытаться выполнять договоренности. Пекин значительно уменьшит торговый дефицит, увеличив закупку товаров (из США)», — объявил глава Минфина США Стивен Мнучин 20 мая в эфире телеканала Fox. Это подтвердил и китайский переговорщик, вице-премьер Госсовета КНР Лю Хэ, комментируя сделку агентству Xinhua. 


undefined
Фото: © twitter.com/realdonaldtrump

Хорошую ли сделку заключили Китай и США?


Некоторые эксперты сомневаются, что на этом торговый конфликт Китая с США завершился. Даже в администрации Трампа не все в восторге от сделки: Соединенные Штаты, согласно ее положениям, будут экспортировать больше продовольствия. Доверенное лицо президента Лу Доббс считает, что такое решение уравнивает США с развивающимися аграрными странами, а не показывает их как сверхдержаву. Президент Альянса за американское производство Скотт Полл уверен, что Китай не будет выполнять условия сделки, пишет Business Insider. В целом, многие экономические СМИ в США начали писать о том, что договоренность, достигнутая с Пекином, — слабая. Вашингтон мог добиться намного большего, считают их эксперты.


«Я думаю, что это просто временное затишье», — рассказал «Шторму» востоковед и экс-директор Центра стратегических исследований Китая РУДН Алексей Маслов. Высказывая позицию, близкую к мнению американских экономистов, он отметил, что Вашингтон и Пекин решили взять тайм-аут и рассмотреть доступные им варианты развития событий. «Китай и США связаны не только торговлей, а прежде всего большим технологическим сотрудничеством. Китай очень зависит от США в плане технологий, он не хотел бы прямо сейчас вступать в серьезный конфликт с США», — уверен Маслов.


undefined
Фото: © GLOBAL LOOK press/Klaus Ohlenschläger

Из-за чего разгорелся торговый конфликт?


Основной причиной американского недовольства работой с Китаем — отрицательные значения в товарообороте между странами. КНР больше экспортирует и получает выгоду. Соединенные Штаты же продают меньше своих товаров в Китай, потому что это не особо доходно. Условно говоря, Трампу не понравилась статистика: большинство торговых партнеров США «зеленые», то есть приносят деньги в страну, а Китай — «красный», то есть средства в основном забирает. Однако отрицательный товарооборот с Китаем — это нормальное явление для всех стран, включая Россию, Японию и ЕС, заверил Маслов.


Настоящая проблема заключается не в товарообороте, а в доступности рынка, отметил эксперт. «Китай предложил США пакет мер по сокращению на 200 миллиардов долларов и в целом Китай ничего не теряет. Он предложил отмену протекционистских мер для ряда китайских товаров, допуск американских товаров. Но в принципе проблема заключается не в том, что КНР блокирует много американских товаров, а в том, что вообще иностранцам становится все сложнее и сложнее работать на китайском рынке. При отсутствии каких-то блокирующих мер туда что-то поставить довольно сложно, или, по крайней мере, сложно получить (выгоду от торговли с Китаем)», — отметил Маслов.


Востоковед добавил, что кроме экономических преференций Китай проверил на прочность нового переговорщика — вице-премьера Госсовета КНР Лю Хэ. Благодаря этим переговорам он доказал руководству свою лояльность.


undefined
Фото: © GLOBAL LOOK press

Упустила ли Россия свою выгоду?


Могла ли Москва воспользоваться торговой войной КНР с США, если бы она случилась? В теории — да, считает Маслов. «Россия могла бы выйти на китайский рынок продовольствия: сои, зерна и мяса. А на практике и сегодня в принципе каналы поставок из России не отлажены технически. И на это нужно пять-семь лет», — рассказал «Шторму» эксперт. Он добавил, что довольно много стран вызвались бы компенсировать то, что КНР могла потерять без торговли с США. Восточная Азия и Латинская Америка всегда готовы предоставлять свои товары, особенно если цена будет такой же, как у американских. Поставки из РФ расширились бы всего на 10-15%, отметил Маслов.


Противоположного мнения придерживается доктор экономических наук, профессор кафедры международных экономических отношений РУДН Инна Андропова. «Нет, ничего (Россия) не упустила, ничем нам это не поможет. Надо смотреть структуру товарооборота России с Китаем», — рассказала она «Шторму». Эксперт, впрочем, подчеркнула, что торговая война между США и КНР могла бы повлиять на мировую экономику в целом — вызвать резкое изменение стоимости акций и товаров, а также сильно отразиться на настроениях рынка.


Впрочем, в долгосрочной перспективе шансы сильно обогатиться от торговли с Китаем у России достаточно высоки. С 2014 года в рамках концепции «Поворота на Восток» товарооборот между странами увеличивается. «Согласно статистике ФТС (Федеральной таможенной службы), Китай занимает первое место в структуре внешней торговли — более 60 миллиардов долларов в год. За последние три года именно торговля с Китаем показывала небольшой рост», — рассказал «Шторму» директор подразделения Global Supply Chain компании FM Logistic Алексей Мисаилов. В связи с этим необходимо больше логистических решений, то есть возможностей поставлять товары из одной страны в другую, отметил он. 


«Все зависит от того, каким видом транспорта вы собираетесь везти. Железная дорога будет априори дороже, чем море: морские перевозки — самые дешевые. Авиаперевозки — самые дорогие. Все зависит от груза и вида транспорта, который будет везти», — объяснила «Шторму» руководитель проектов коммуникационного агентства «Лонгмедиа» Елизавета Гуреева. Логистику между КНР и Россией она оценила как достаточно развитую. 


Москва тем не менее продолжает прокладывать новые пути в Китай, возрождая проекты столетней давности. Построенная в конце XIX века Китайско-Восточная железная дорога в 2015 году перевезла товары всего на сумму около двух миллиардов долларов, писал журнал «Россия и Китай» в 2016 году. Эти показатели Москва, конечно же, хочет повысить. Если проекты удастся реализовать, то в период следующего раунда торгового конфликта США и Китая получится сильно увеличить товарооборот с восточным соседом.