Минтранс и Минэкономразвития подготовят ряд законопроектов, направленных на защиту интересов российских экспортеров на территории Евросоюза. Сейчас власти ЕС рассматривают возможность введения нового углеродного налога, который может ударить по отечественным компаниям, поставляющим нефть, газ и продукцию металлургических и химических предприятий. По некоторым оценкам, инициатива властей ЕС может обойтись производителям в 50 миллиардов евро до 2030 года. В пресс-службе Минэкономразвития Daily Storm рассказали, что сейчас начались активные двусторонние переговоры и идет обсуждение проблемы на площадке ВТО. В разработке уже находятся нормативные акты по введению углеродной отчетности компаний (она сейчас отсутствует), механизмов сокращения выбросов и поглощения парниковых газов. Конкретные предложения будут разработаны к концу года. В Институте национальной энергетики считают, что действия властей Евросоюза являются прямым объявлением войны Китаю.
Власти ЕC еще в конце 2019 года анонсировали создание плана по достижению нулевого суммарного выброса парниковых газов (The European Green Deal). В качестве одной из мер планируется введение углеродного налога на импорт «грязных товаров» в страны ЕС. Суть проста: если компания при производстве своей продукции сожгла много топлива и выпустила в окружающую среду солидный объем углекислого газа, то при ввозе товара на европейский рынок придется заплатить пошлину.
Сама ситуация с новым налогом остается не совсем ясной. Власти Евросоюза пока не сформулировали параметры пошлины для импортируемых товаров с большим углеродным следом, сообщили Daily Storm в пресс-службе Минэкономразвития.
«ЕС рассматривает трансграничное углеродное регулирование как меру для борьбы с «углеродными утечками», то есть переносом промышленности с его территории в страны с менее жесткой климатической политикой. Предполагается, что она будет применяться в отношении импортируемой на территорию ЕС энерго- и углеродоемкой промышленной продукции — например, черной и цветной металлургии, удобрений, цемента, электроэнергии», — сообщили в ведомстве.
Риски для транспортного сектора связаны в большей степени не с прямым обложением профильных услуг и товаров, а с учетом выбросов парниковых газов при транспортировке продукции. Однако на данный момент параметры механизма, в том числе отраслевой охват выбросов (прямых и косвенных), не определены. В Минэкономразвития добавили: сегодня нельзя утверждать, что мера будет принята именно в форме какого-либо налога. Конечный ее вариант Евросоюзом не определен. Дискуссии по этому вопросу в ЕС продолжаются.
«Мы ведем диалог с ЕС как в двустороннем формате, так и на площадке Всемирной торговой организации (ВТО). Цель этого диалога — обеспечить соответствие разрабатываемого механизма правилам ВТО и добиться недискриминационных условий торговли для российских поставщиков», — отметили в пресс-службе.
По оценкам правительства, основной угрозой для России является не только повышение затрат отечественных экспортеров, но и возможное в средней и долгосрочной перспективе вытеснение углеродоемкой продукции аналогичными зелеными товарами. «Осознавая данный риск, мы уже ведем разработку соответствующих пакетов нормативных актов, нацеленных на развитие в России углеродной отчетности, реализацию проектов по сокращению выбросов и повышение поглощения парниковых газов, развитие зеленого финансирования», — подытожили в Минэкономразвития.
Как указывается в материалах Минтранса, с которыми ознакомился Daily Storm, углеродный налог может стать инструментом оказания дополнительного давления на экспортоориентированные отрасли российской экономики. Российская продукция и услуги могут оказаться неконкурентоспособными на мировых рынках, а транспортный комплекс понесет существенные финансовые потери. Это негативно скажется на обновлении основных фондов российских компаний, замедлит темпы технологического развития транспортной отрасли и приведет к уменьшению инвестиций в инфраструктурные проекты.
«В первую очередь трансграничный углеродный налог коснется Китая. КНР сжигает угля как все страны мира вместе взятые. Страна является лидером по выбросу углекислого газа. Даже если взять все зеленые технологии в Европе, то большая часть солнечных панелей производится в Китае. Даже ветряные электростанции производят из редкоземельных металлов, а 80% всего рынка — под монополией у КНР. Своими действиями ЕС фактически объявит войну. И возможно страшное противостояние. Китай может применить ответные меры по поставкам в ЕС большей части товаров, в том числе и металла», — считает генеральный директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов.
Пристальное внимание на этот вопрос обращал в прошлом году заместитель председателя Совбеза Дмитрий Медведев. По его словам, для российской экономики в случае принятия нового налога на территории ЕС будут весьма серьезные последствия. Могут пострадать базовые отрасли, такие, как черная и цветная металлургия, химическая промышленность, энергетика. Из-за такого трансграничного урегулирования может значительно сократиться и потребление российской нефти и угля.
Еще в прошлом году международная аудиторская компания KPMG, входящая в «большую четверку», представила три сценария возможного развития событий. В самом лучшем варианте налог может быть введен только в 2028 году. В этом случае до 2030 года российские компании заплатят шесть миллиардов евро. Наибольший урон будет нанесен газовым компаниям. В «базовом» варианте развития событий аналитики предсказывают появление новой пошлины в 2025 году, а общие поступления в казну ЕС от российских компаний составит 33,3 миллиарда евро. А если европейские власти решат ввести налог уже со следующего года, то придется раскошелиться на 50,6 миллиарда евро до 2030 года.