St
В Думе поспорят за правительство
Президент облекает новые поправки в законы. Теперь депутаты смогут согласовывать министров Коллаж: © Daily Storm

В Думе поспорят за правительство

Президент облекает новые поправки в законы. Теперь депутаты смогут согласовывать министров

Коллаж: © Daily Storm

Владимир Путин внес в Госдуму на рассмотрение пакет федеральных конституционных законов, которые призваны гармонизировать законодательство, после того как россияне одобрили поправки к Основному закону государства. В числе документов есть и закон «О правительстве Российской Федерации». Еще до голосования по поправкам было не раз сказано, что конкретно эта инициатива усилит Государственную думу и сделает ее позицию по поводу премьер-министра, его замов и глав ведомств более значимой. Новелла действительно более характерна для парламентских республик и в перспективе может значить, что у партий появится возможность навязывать премьеру своих министров. Но в тексте закона есть интересные моменты, оставляющие для президента лазейку, с помощью которой ему удастся сохранить стабильность системы даже при оппозиционном парламенте.

 

В проекте закона есть нюансы, которые позволяют главе государства назначить председателя правительства, даже если Госдума его не одобрила. К тому же в этом случае депутаты не смогут влиять на назначения министров — президент утвердит их сам.

 

Председатель комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников заявил, что законопроект президента соответствует необходимым нормам, и предложил Совету ГД включить его на рассмотрение в осеннюю сессию 2020 года. Депутат уточнил, что комитет будет принимать отзывы и предложения по законопроекту до 6 октября.

 

«Срок подготовки законопроекта к рассмотрению Государственной думой в первом чтении — октябрь 2020 года», — сказано в решении комиссии по госстроительству за подписью Крашенинникова.

 

При прочтении текста закона кажется, что процедура назначения председателя правительства меняется лишь на словах. В новой редакции закона премьера «утверждает» Госдума, а в старой — дает свое согласие на назначение кандидата, которого предложил президент. Меняется название, собственно, как и сама процедура. Разница теперь в том, что раньше, если у президента была оппозиционная Дума (как у Ельцина в 1998 году) и она трижды не одобрила кандидатуру премьера, глава государства был обязан уже сам назначить председателя правительства и при этом распустить нижнюю палату парламента. Теперь же ему нельзя распускать депутатов, однако он может сам назначить премьера в случае трех отказов.

 

Политолог Дмитрий Абзалов считает, что Госдума после принятия закона о правительстве станет действительно более важным органом, ведь партии смогут лоббировать своих министров.

 

«Нюанс в том, что если Госдума трижды не одобрит премьера и тогда будет отлучена от формирования правительства вообще, — это такой характерный скорее для парламентских республик способ сохранить место для маневра и заставить депутатов торговаться — их могут вынудить проголосовать за непопулярного премьера, но в таком случае они могут «напихать» ему в кабмин неудобных министров», — сказал он.

 

Нельзя забывать, что позиции министров ресурсные и во многом именно от них зависит направление финансовых потоков, так что думские партии, скорее всего, будут биться за «своих» министров не только с премьером, но и друг с другом.

 

Вес Госдумы увеличивается в контексте утверждения министров — теперь премьер будет предлагать кандидатуры глав ведомств Думе, а не президенту. Но и здесь есть нюансы. Если премьер не был трижды согласован и назначен лично президентом, то и права влиять на подбор министров депутаты тоже лишаются.

 

В то же время, если Госдума не согласится больше чем с третью кандидатов на министерские портфели, новый закон разрешает президенту распустить несговорчивый парламент. Ну хорошо, не все потенциальные министры Госдуме нравятся, эти кандидатуры, допустим, обсуждаются с премьером и президентом. Но в вопросе министров силовых ведомств сохранится принцип президентской республики — «руководителей̆ федеральных органов исполнительной̆ власти, ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной̆ безопасности» глава государства назначает на должность после совещания уже с Советом Федерации, сказано в президентской новелле.


Но если абстрагироваться от мысли, что «Путин опять всех переиграл», новая система назначения премьера, где допускается вариант назначение премьера президентом без согласования с Госдумой, — это такой запасной выход (на самом деле вход), с помощью которого глава государства сможет сохранить стабильность системы.


Силовых министров в итоге будут назначать так: президент представляет кандидатуру в Совет Федерации, а верхняя палата парламента должна в течение недели дать письменный ответ по результатам рассмотрения кандидатуры.

 

У Госдумы также будет неделя на рассмотрение кандидатуры каждого министра, которого им предложит премьер.

 

Таким образом, получается, что часть правительства будет назначать именно президент, а не премьер.

 

Кроме того, новый закон дает президенту больше места для маневра в случае отставки премьер-министра: если по старому закону отставка главы кабмина — это автоматическая отставка всего правительства, то сейчас президент может уволить только премьера, а министров оставить при должностях. В этом случае при назначении нового премьера утверждать министров Госдуме и Совфеду заново уже не будет нужно.

 

С вице-премьерами история похожая: председатель правительства предлагает Госдуме кандидатуру, если там ее одобряют, то президент документирует назначение, а если не одобряют трижды, то глава государства назначает вице-премьера из кандидатов, которых предложит премьер.

 

Раньше президент назначал главу кабмина с согласия Государственной думы. В прошлой редакции Конституции было сказано, что от нижней палаты парламента требуется «дача согласия президенту Российской Федерации на назначение председателя правительства Российской Федерации». Если Дума согласия не дает, то президент может еще дважды предложить своего кандидата. Если компромисс найти не удавалось, президент премьера назначал сам, но при этом обязан был распускать Госдуму. Справедливости ради нужно сказать, что в современной истории России близкая к описанной ситуация была лишь однажды: в 1998 году президент Борис Ельцин дважды предложил Виктора Черномырдина на пост председателя правительства и оба раза Госдума проголосовала против его кандидатуры. В итоге Ельцину пришлось выдвинуть кандидатуру Евгения Примакова, которого депутаты как раз и одобрили. Президент тогда был непопулярен и вынужден был прислушаться к оппозиционерам как раз из-за того, что в случае роспуска Госдумы и последующих выборов поддержка его в нижней палате парламента была бы очень незначительной. А коммунистов к власти в Госдуме Борис Николаевич не был готов пускать.

 

В пояснительной записке к тексту закона также сказано, что «проект федерального конституционного закона устанавливает, что правительство Российской Федерации обеспечивает проведение в Российской Федерации единой социально ориентированной государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, поддержки, укрепления и защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей, а также в области охраны окружающей среды». В общем, то, за что мы голосовали 1 июля этого года.


Самое интересное - на нашем канале в Яндекс.Дзен
St

Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...