St
В крымских школах начнут выявлять «потенциальных террористов»
На полуострове решили изменить методы воспитательной работы после череды кровавых нападений, организованных подростками

В крымских школах начнут выявлять «потенциальных террористов»

На полуострове решили изменить методы воспитательной работы после череды кровавых нападений, организованных подростками

Фото: лицензия CC0 Public Domain
Фото: лицензия CC0 Public Domain

В образовательных учреждениях Крыма намерены выявлять подростков, склонных к антиобщественному поведению. Такие изменения будут внесены в планы воспитательной работы уже на следующее полугодие. Об этом Daily Storm заявила министр образования республики Наталья Гончарова. Один нюанс — выявлением подростков, склонных к девиантному поведению (отклоняющемуся от норм), школы занимались всегда, пояснили Daily Storm руководители образовательных учреждений.


Нововведения, о которых говорят в Крыму, связаны с участившимися вооруженными нападениями подростков в России. За последние две недели в стране произошло сразу три случая, которые не поддаются никаким объяснениям. 17 октября: 18-летний студент Керченского политеха расстрелял учеников и педагогов. Погиб 21 человек, 73 получили ранения. Ровно через две недели 17-летний подросток взорвал самодельную бомбу в здании архангельского отделения ФСБ. Один человек погиб, трое получили ранения, в Следственном комитете произошедшее классифицировали как теракт. А уже 2 ноября в Москве обнаружили несовершеннолетнего сподвижника архангельского подрывника. Во время обысков у него в комнате нашли книги по химии, реактивы, лабораторную посуду, а также макет бомбы.


По словам Натальи Гончаровой, сразу после керченской трагедии в учебных заведениях прошли лекции с представителями МВД и антитеррористических комиссий. Такое решение было принято еще на селекторном совещании. Теперь же в Крыму планируют изменить планы воспитательной работы, заявила Гончарова.  


undefined
За несколько дней до трагедии в Керченском политехническом колледже была проведена лекция «Противодействие заведомо ложных сообщений об акте терроризма» Фото: © kerchpoliteh.ru

«На следующий семестр будут внесены изменения в планы воспитательной работы каждого учреждения. Где-то будет проведено тестирование среди старшеклассников на выявление подростков, склонных к девиантному поведению. Психологи будут вводить изменения в свои планы работы, в том числе проводить индивидуальные беседы, те же тестирования, классные часы — разные форматы», — рассказала Daily Storm министр образования Крыма. 


Детали нововведений Гончарова уточнить не смогла, равно как и пояснить, как конкретно они будут организованы.


Здесь и начинается недопонимание, поскольку выявлением подростков, склонных к девиантному поведению, занимались всегда, говорит Светлана Кириленко, первый заместитель директора департамента образования Севастополя.


«Во всех школах ведутся так называемые социальные паспорта, работает комиссия по делам несовершеннолетних на предмет выявления первичных признаков социального неблагополучия детей — от детского сада до образовательных учреждений. Если видим синяк — выясняем, откуда он. К тому же педагоги, как правило, неплохо знают семьи своих воспитанников. Если семья вызывает тревогу, с ней работают на уровне образовательного учреждения», — рассказывает Светлана Кириленко.


undefined

И действительно, Daily Storm обнаружил в Сети несколько планов воспитательных работ из различных городов с 2014-го по 2018 год, где упоминается выявление подростков с девиантным поведением. Также на преподавательских форумах можно найти и образцы бланков социальных паспортов класса. Однако в зависимости от школы отличается список вопросов, на которых заостряют внимание преподаватели. Мы пообщались с педагогами из различных регионов России, чтобы понять, существуют ли утвержденные стандарты не только воспитательной работы, но и бланков тех самых тестирований, опросников или социальных паспортов. Оказалось, что каждая школа индивидуально выстраивает план работы, а перечень вопросов или бланки документов могут согласовываться с местными контролирующими органами. Ключевое слово — «могут». 


«Я думаю, все зависит от местных органов управления. У нас в Тамбове комитет образования с учетом нашего мнения формы рекомендует. Но мы можем следовать этим рекомендациям, а можем не следовать», — рассказывает Геннадий Любич, директор тамбовского лицея №14, заслуженный учитель РФ.


По его словам, после череды нападений подростков они провели в лицее антитеррористические часы и беседы с учениками. Основная тема — внимательное и серьезное отношение к разговорам и заявлениям сверстников. Геннадий Любич убежден, что вины администрации школы, а также педагогического состава в таких преступлениях нет. Вторит ему и народный учитель РФ, директор санкт-петербургской гимназии №56 Майя Пильдес.


«Я не верю, во-первых, в анкетирования. Во-вторых, выявим детей с девиантным поведением — что дальше? Никаких прав нет у школы. Есть дети, которых должен обследовать психиатр. О них знают школьные психологи, но что они могут сделать? По закону нельзя ребенка направить к психиатру, если родители не хотят. Что с ними делать? Закрыть их в специальных школах? Тоже нельзя — пока они преступление не совершили», — говорит Майя Пильдес, уточняя, что с помощью педагогических приемов невозможно решить социальные проблемы.


undefined
Фото: © GLOBAL LOOK press

В числе таких проблем педагог назвала продажу оружия и боеприпасов, а также вредный контент в интернете. Не согласна Пильдес и с мнением, что избежать таких трагедий поможет увеличенный штат психологов. 


Министр просвещения РФ Ольга Васильева заявила, что в большинстве российских школ таких специалистов нет, а у тех, что есть, — большая нагрузка. По словам министра, на каждого психолога приходится около 500 школьников. Но и здесь право распоряжаться ставкой отдано учреждениям, а значит, каждый директор сам решает, какой объем работы будет у специалиста.


Мы изучили план работы психолога одного из образцовых лицеев. Рабочий день: с 08:30 до 16:00. Надельная нагрузка: 8,5 часа — на посещение уроков; шесть часов — на консультации для родителей, педагогов и учеников; четыре часа – на подготовку к групповым занятиям; 4,5 часа — на работу с детьми, находящимися на домашнем обучении. Еще 13 часов еженедельно уходит на заполнение документов и совещания. Данную нагрузку и прочую воспитательную работу считают достаточной в министерстве образования Челябинской области.


«Работа проводится в плановом порядке. Каких-то инноваций не предполагается. В любой работе есть недостатки, но в целом те мероприятия, которые проводятся в России, мне кажутся вполне достаточными», — говорит Александр Кузнецов, министр образования Челябинской области.


Внятно до сих пор не сформулировали свои инициативы депутаты Госдумы. Накануне состоялось заседание комитета по делам молодежи — первое с момента керченской трагедии. Однако вопрос о безопасности детей, их психологическом благополучии или воспитании в повестку включен не был. По словам члена комитета Дмитрия Свищева, в Госдуме ждут заключений правоохранительных органов, исходя из которых можно будет говорить о явных проблемах и их решениях.