Крупные инвестиционные компании объявили информблокаду деятельности предприятий миллиардера Олега Дерипаски — En+, РУСАЛ, «ЕвроСибЭнерго». Как выяснил «Шторм», аналитикам напрямую запретили обсуждать активы Дерипаски, которые находятся под санкциями США. Пока ситуация вокруг его компаний непонятна и изменчива, поясняют финансовые эксперты.
«Шторм» пытался опросить аналитиков о последних громких событиях в компаниях Дерипаски — увольнениях топ-менеджмента компании и переговорах с правительством о получении крупных льгот. В инвестиционной компании «АТОН» «Шторму» не удалось получить комментарии, там прямо пояснили, что ее специалистам запретили обсуждать эту тему.
В других крупных компаниях — «ВТБ Капитал» и БКС — рассказали, что не комментируют деятельность РУСАЛа и En+, потому что «больше не покрывают эти компании», то есть больше не работают с ними. В ФК «Открытие» ситуация повторилась, там уточнили, что и раньше «не покрывали» предприятия Дерипаски.
В одной из инвестиционных компаний «Шторму» объяснили, что отказ аналитиков обсуждать предприятия Дерипаски связан с санкциями США. Под ограничения подпал не только сам миллиардер, но и принадлежащий ему алюминиевый монополист РУСАЛ (введение санкций против компании отсрочено до октября). «Ситуация вокруг Дерипаски очень щекотливая. Сейчас все [инвестиционные компании] будут очень осторожны с ним», — подчеркнул собеседник.
От предприятий Дерипаски ответов тоже не добиться. Пресс-служба РУСАЛа отказывается комментировать все, что происходит вокруг компании. В «ЕвроСибЭнерго» говорят, что в компании больше нет пресс-службы, и советуют обращаться сразу в En+. «Раньше был пресс-секретарь общий с En+. Теперь нет, сразу туда позвоните, это одно и то же», — заявили в «ЕвроСибЭнерго».
Последняя надежда в виде отзывчивой пресс-службы En+ не оправдалась. На вопрос, отправленный на почту пресс-секретарям компании, «Шторм» ответа не получил. Интересно, что сайты компаний тоже частично или полностью не работают. В случае с порталами РУСАЛа и En+ нормально функционируют только главные страницы. Переходы по внутренним ссылкам не работают — нельзя посмотреть ни показатели компаний, ни их финансовую отчетность, не получится и ознакомиться с акционерами, а также узнать аналитиков, с которыми работают предприятия (видимо, теперь и незачем). Посмотреть контакты тоже не удастся.
Проблемы с фукционированием сайтов предприятий Дерипаски СМИ заметили еще 11 апреля — тогда ресурсы начали работать в ограниченном режиме. При этом сайты других компаний, связанных с Дерипаской — «Группы ГАЗ», холдинга «Русские машины», а также «Базового элемента», который контролирует активы миллиардера, — вообще оказались недоступны.
«Щекотливая ситуация» вокруг Дерипаски
6 апреля США ввели санкции против Олега Дерипаски и ряда связанных с ним предприятий: «Базовый элемент», En+ Group, РУСАЛ, «ЕвроСибЭнерго», «Б-Финанс», «Кубань», «Русские машины» и «Группа ГАЗ». На РУСАЛ пришелся двойной удар — сначала появились проблемы на американском рынке, на который приходилось более 10% всего экспорта компании: президент США Дональд Трамп ввел пошлины на ввоз в страну стали и алюминия.
Позднее американский лидер подкинул РУСАЛу еще сюрприз — обложив санкциями. Компания оказалась под угрозой технического дефолта. В итоге введение ограничений все-таки перенесли на октябрь, но это только отсрочило проблемы РУСАЛа. Дело в том, что около 80% продукции компания поставляет на экспорт. А из-за американских санкций монополист может потерять не только рынок США, но и многие европейские рынки.
Источник «Шторма» в металлургической отрасли говорит, что РУСАЛ оказался в крайне затруднительном положении, — «фактически компания работает себе на склад, и вечно это продолжаться не может». При этом переориентировать какую-то значительную часть экспортной продукции на внутренний рынок России не получится, считает собеседник. «Поэтому в компании Дерипаски сейчас делают все, чтобы санкции отменили». Для этого в прошлый четверг, 24 мая, топ-менеджмент РУСАЛа ушел в отставку. За ним последовал и сам Дерипаска — на следующий день он покинул совет директоров компании (ранее он снизил свою долю в предприятии).
Независимый экономический эксперт Антон Шабанов оценивает ситуацию несколько позитивнее. По его мнению, у РУСАЛа, в случае вступления санкций в силу, есть шанс переориентироваться на азиатские рынки.
А член исполкома Центрального совета Горно-металлургического профсоюза России, депутат Госдумы Михаил Тарасенко вообще уверяет, что РУСАЛ мог бы больше продукции реализовать на внутреннем рынке России. «К нам сейчас этот алюминий и так возвращается в виде переработанной продукции. Самолеты вот почти все у нас в лизинге. Надо свои рынки развивать — и алюминий для производств потребуется», — подчеркнул собеседник.
Источник «Шторма» в отрасли считает, что РУСАЛу не удастся перенаправить продукцию с экспорта на внутренний российский рынок. Более того, по мнению собеседника, у компании могут возникнуть проблемы с нынешними контрагентами. «Если уже АвтоВАЗ стал подыскивать альтернативных поставщиков, то можно ожидать, что другие потребители РУСАЛа будут делать то же самое», — уточнил собеседник.
Дерипаска просит помощи у государства
СМИ узнали, что группа компания En+, контролирующая активы Дерипаски, просит у правительства миллиардные льготы. Компании РУСАЛ и «ЕвроСибЭнерго» хотят сэкономить на электроэнергии больше 30 миллиардов рублей. Правда, такая мера повысит тарифы на энергию и ударит по кошелькам россиян, а также отразится на промышленных предприятиях, говорят эксперты. Опрошенные «Штормом» специалисты называют запрошенные льготы беспрецедентными для российской экономики.
«Если предложения En+ реализуют, это может повысить тарифы на электроэнергию на 30-40%. В первую очередь это коснется жителей сибирских и дальневосточных регионов, а также промышленных предприятий. Но в конечном итоге мера ударит по кошелькам большинства россиян», — говорит источник «Шторма» на рынке металлургии.
«Пострадают буквально все — от пенсионеров в деревнях до ГОКов (горно-обогатительных комбинатов — Примеч. «Шторма»): им придется платить за электричество и за руководителей компаний Дерипаски — с зарплатами, о которых мы можем только мечтать. РУСАЛ уже стал проблемой российского масштаба», — добавил собеседник.
Независимый экономический эксперт Антон Шабанов полагает, что эффект от повышения тарифов в случае введения льгот для компаний Дерипаски будет размазанным — его почувствуют все россияне.
Владислав Григоров из Экономической экспертной группы считает, что объем льгот превышает объем возможных потерь от введенных США санкций (они пока не вступили в силу — их отсрочили до октября 2018 года).
«Хорошо или плохо, но у нас энергорынок сформирован. РУСАЛ на нем и так имеет большие льготы, им удалось так устроиться, что гидростанции в значительной степени работают на их заводы. Предложенные меры могут нарушить правила энергорынка. Это может превысить энергозатраты, — полагает Григоров. — Фактически компании господина Дерипаски хотят, чтобы все другие предприятия скинулись и за них заплатили. Целесообразность этого вызывает большие сомнения», — подчеркивает собеседник. По его мнению, предложенная людьми Дерипаски мера крайне неэффективна для всей российской экономики. «Если же льготы все-таки введут, надо будет проводить детальный анализ эффективности работы предприятий господина Дерипаски», — добавил Григоров.
Впрочем, депутат Госдумы Михаил Тарасенко уверен, что предприятия Дерипаски — En+, РУСАЛ и «ЕвроСибЭнерго» — самодостаточные и высокоэффективные. Они практически не нуждаются в поддержке государства, разве что в краткосрочной, считает собеседник.
«На исполкоме профсоюза вопрос этих компаний не поднимался. А если бы речь шла о возможных сокращениях, обязательно бы рассматривали. Поддержка, конечно, возможна, но тактическая, а не стратегическая», — подчеркнул Тарасенко.
Кто еще из российских компаний-гигантов просил крупные льготы
В марте этого года глава нефтяной корпорации «Роснефть» Игорь Сечин попросил у президента Владимира Путина налоговые стимулы в размере 145 миллиардов рублей в год. Названная сумма даже превышает средства, о которых идет речь в случае компаний Дерипаски (там около 40 миллиардов рублей в год). Но собеседники «Шторма» считают, что сравнивать запрошенные компаниями суммы некорректно.
Сечин тогда связал необходимость таких льгот с частичным переходом на налог на дополнительный доход (НДД). Путин поручил правительству изучить идеи Сечина, но Минэнерго высказалось против, писал «Коммерсантъ».
В прошлом году «Роснефть» просила государство снизить НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых) для обводненных месторождений на Ямале. С таким же предложением выступали и другие нефтегазовые гиганты — ЛУКОЙЛ и Газпром.
В октябре 2017 года Минфин согласился на 10 лет предоставить «Роснефти» льготы по НДПИ на Самотлорском месторождении — ежегодно на 35 миллиардов рублей. Другие нефтяные компании тогда таких льгот не получили, хотя тоже об этом просили. ЛУКОЙЛ просил у Минэнерго льготы на Пякяхинском месторождении еще в 2016 году. В марте 2017 года «Газпром нефть» направила письмо с просьбой о льготах бывшему вице-премьеру Аркадию Дворковичу.