Правительство России ужесточило правила использования средств из Фонда национального благосостояния (ФНБ). Теперь новые инфраструктурные проекты нельзя будет финансировать деньгами из ФНБ до тех пор, пока объем средств последнего не превысит 7% ВВП страны. А это, по прогнозам главы министерства финансов Антона Силуанова, произойдет не раньше 2019 года. До этого момента исключения будут делать только для тех строек, которые были начаты до 1 января 2018 года. «Шторм» выяснил, что из-за нововведений могут заморозить стратегические проекты «Росатома» и РЖД.
Ограничения могут коснуться строительства госкорпорацией «Росатом» атомной электростанции (АЭС) «Ханхикиви-1» в Северной Финляндии за семь миллиардов евро. Предполагается, что 2,4 миллиарда евро (150 миллиардов рублей) из этих денег будут выделены из ФНБ. Разрешение на строительство планируется получить в 2019 году, а построить АЭС в «Росатоме» надеются в 2024 году. Кроме того, на средства ФНБ претендовала госкомпания «Автодор» с проектом строительства трассы в объезд Ногинска и Балашихи. В ноябре прошлого года компания объявила конкурс на подготовку территории к строительству трассы, саму дорогу планируют строить после 2020 года.
Другой проект «Автодора» — Центральная кольцевая автомобильная дорога в Москве (ЦКАД) — уже финансируется из средств ФНБ (поэтому новые ограничения эту стройку вряд ли коснутся). Ее планируют сдать в эксплуатацию в 2018 году. Всего на строительство ЦКАД из ФНБ планируется потратить 150 миллиардов рублей. Это почти половина от всей стоимости проекта (313,27 миллиарда рублей). Остальные деньги — еще около 80 миллиардов рублей — планируется привлечь в виде субсидий, остальное — частные инвестиции.
Также среди крупных инфраструктурных проектов, предполагающих использование средств ФНБ, — модернизация ОАО «РЖД» Байкало-Амурской (БАМ) и Транссибирской магистралей. Эти проекты хотя и были начаты до начала 2018 года, все равно могут лишиться денег ФНБ, считает эксперт по вопросам бюджета и инвестиций НИУ ВШЭ, профессор кафедры экономики и финансов фирмы Иван Родионов. По его мнению, они вряд ли смогут окупиться, по крайней мере, в краткосрочной перспективе.
Родионов напомнил, что ранее РЖД уже просила выделить средства на строительство высокоскоростной магистрали Москва — Казань. «Вы верите, что десятки миллиардов рублей могут быстро окупиться, — кончено, нет. Кроме того, это часть так называемого шелкового пути — китайского проекта. А помочь Китаю экспортировать товары в Европу за счет нашего бюджета — странная идея. То же самое с БАМом», — уточнил Родионов.
«Можно, конечно, говорить, что будет построен и расцветет, но мы знаем, что БАМ создавался в конце 80-х годов и там ничего не расцвело. Да, это стратегически оправданный проект строительства рокадной дороги вдоль китайской границы, чтобы перебрасывать войска. Но ни один военный проект экономически эффективным быть не может», — добавил специалист.
В свою очередь независимый экономический эксперт и автор проекта All economics Антон Шабанов считает, что судьба БАМа, Транссиба, ЦКАДа и финской АЭС зависит от того, «насколько экономически целесообразными видит проект выгодоприобретатель».
«Здесь несколько вариантов развития событий, начиная с того, что некоторые из этих проектов могут быть полностью свернуты. Если невозможно получить длинные и дешевые деньги из фонда национального состояния, их можно привлечь, выпустив облигации, об этом говорил Дмитрий Медведев в ходе форума в Сочи — это инфраструктура-ипотека. Но проект в такой ситуации точно станет потенциально дороже, потому что придется проценты повышенные выплачивать», — пояснил Шабанов.
По мнению Родионова, сама идея создания постоянного фонда национального благосостояния разумна.
«Фонд нужен для того, чтобы страна могла переживать такие периоды, как случился у нас с 2014-го по 2017 год, когда поступления в бюджет резко сокращаются за счет снижения цен на наши основные экспортные товары или из-за санкций. Поэтому нужно было определить разумный объем этого фонда, определили 7%, может быть, хватило бы и 5%», — добавил Родионов.
При этом Шабанов отмечает, что большой объем резервных бюджетных денег имеет и негативное влияние на экономику. «Это большой объем денег, который не используется. В такой системе нужно соблюсти баланс между деньгами, которые живут в экономике, и подушкой безопасности. 7% от ВВП — это довольно много. Не все государства могут похвастаться вот такими значениями», — подчеркнул экономист.
В свою очередь, руководитель направления макроэкономики Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Дмитрий Белоусов считает, что ограничения в использовании средств ФНБ могут сильно затормозить реализацию инфраструктурных проектов.
«Сам по себе даже временный мораторий на использование ФНБ сильно ограничивает наши возможности, особенно когда мы решили серьезно заняться строительством инфраструктуры. Мы вкладываем ФНБ на мягкой основе в проекты, которые расширяют наш налоговый потенциал, в том числе, косвенно, через региональные налоги — они снижают потребность в трансфертах. Что мы будем делать в ситуации без ФНБ, притом что прямых бюджетных ресурсов у нас весьма не много? Придется резко сворачивать оборонные расходы, к чему мы вряд ли готовы», — отмечает Белоусов.
Напомним, в 2013–2019 годах «РЖД» собирались построить на БАМе и Транссибе более 580 километров дополнительных путей, разъездов. Также монополия собиралась реконструировать магистрали, железнодорожные станции, искусственные сооружения, электрифицировать пути. Проект оценивался в 562 миллиарда рублей. Изначально государство готово было выделить 260 миллиардов рублей — 110 миллиардов из бюджета и еще 150 миллиардов из ФНБ. Но потом объем дотаций из бюджета сократили, и монополия недосчиталась 38,5 миллиарда рублей.
Ранее СМИ сообщали, что «РЖД» и «Автодор» не смогли воспользоваться средствами, выделенными им из ФНБ на инфраструктурные проекты, из-за введенных правительством новых правил пользования деньгами ФНБ. В частности, поправки требовали от «Автодора» заказывать выполнение работ по строительству ЦКАД напрямую, в то время как компания передавала их субподрядчикам.
Справка
Фонд национального благосостояния появился в результате разделения Стабилизационного фонда на Резервный фонд и ФНБ в 2008 году. (В прошлом году их решили снова объединить.) Он создавался для финансовой стабильности российской пенсионной системы, однако позднее средства фонда стали направлять на финансирование федеральных проектов. Также деньги фонда вкладывали в депозиты Внешэкономбанка (ВЭБ).
Резервный фонд начал сокращаться в 2015 году (за год уменьшился сразу на 26%). 1 января 2016 года он составлял 3 триллиона 640,57 миллиарда рублей. В свою очередь объем Фонда национального благосостояния (ФНБ) тогда еще продолжал расти и составлял 5 триллионов 227,18 миллиарда рублей.
Полностью средства Резервного фонда Минфин потратил в 2017 году на покрытие дефицита федерального бюджета. В бюджете тогда недосчитались около 1,6% ВВП (1,5 триллиона рублей). Остатки денег фонда реализовали в Центробанке, а сам он прекратил свое существование. Однако этим дело не обошлось, и в 2017 году пришлось задействовать также средства из ФНБ (622 миллиарда рублей). Большая часть этих денег была потрачена на покрытие дефицита бюджета Пенсионного фонда.
В начале 2018 года в госрезервах оставалось около 4,5 триллиона рублей (около 5% ВВП страны). В Минфине надеются, что в текущем году бюджет получит дополнительные нефтегазовые доходы, их направят в ФНБ.