Источник в администрации президента подтвердил «Шторму», что Минкульт поднял вопрос об изменениях в уставе Фонда кино. В соответствии с новой редакцией устава помимо попечительского совета в фонде будет создан высший контрольный орган, который будет назначаться правительством по представлению Министерства культуры. Эти поправки существенно ограничат автономию Фонда кино, который, будучи формально подведомственным Минкульту, всегда сохранял известную самостоятельность. По старым правилам руководство фонда назначалось самим фондом.
Утверждается, что задача поправок — привести устав в соответствие с актуальной редакцией Гражданского кодекса, регулирующей деятельность некоммерческих организаций.
Источники, близкие к фонду, также подтверждают, что Министерство культуры направило Дмитрию Медведеву проект поправок, направленных на расширение полномочий ведомства в том, что касается деятельности фонда. В частности, речь идет о механизмах назначения руководства и контроле за расходованием средств.
Собеседник «Шторма» в администрации президента пояснил, что учредитель фонда — правительство РФ — и так назначает руководство и может контролировать расходование средств. В соглашении, которое фонд ежегодно заключает с министерством, прописаны все контрольные процедуры: сколько их должно быть, кто их осуществляет и так далее. Последнее соглашение было подписано не на один, а на три года.
Все упирают на то, что необходимость ввести дополнительный орган управления обусловлена Гражданским кодексом. Очевидно, вопросами формирования этого контрольного органа и озабочено министерство. Сейчас решения Фонда кино почти не зависят от воли Владимира Мединского, хотя его ведомство остается оператором распределения государственной поддержки.
Фонд кино — одна из самых скандальных институций, связанных с культурным ведомством. Его решения из года в год подвергались суровой критике не только со стороны игроков индустрии и экспертов, но зачастую и профильных чиновников.
Член общественного совета при Минкульте Павел Пожигайло был одним из самых отчаянных критиков работы фонда. «Коллективная ответственность — это коллективная безответственность, — убежден борец с «Матильдой» и «Смертью Сталина». — А то сейчас ситуация такая: министерство выделяет три миллиарда рублей фонду, при этом никак не участвуя в распределении средств. А потом все шишки со стороны общественности валятся на того же Мединского, хотя он не имеет права вмешиваться в политику ФК. В попечительский совет фонда от министерства входит один только Сергей Обрывалин (замминистра. — Примеч. «Шторма»), его голос — один из 14». В предлагаемых поправках не идет речь об ином способе формирования попечительского совета, но контрольно-наблюдательный орган, по мнению экс-замминистра, все равно станет рычагом в руках ведомства. «Где появляется контроль, там появляются критерии. Сейчас таких критериев не существует вовсе», — считает Пожигайло.
Речь о необходимости большего контроля действий фонда со стороны Минкульта заходила в контексте недостаточно качественной кинопродукции, которую создают получатели субсидий — зачастую одновременно выступающие экспертами фонда. Многие хронически недовольны приматом финансового интереса над духовностью, художественностью и патриотизмом. Даже юные потребители видеоприколов с YouTube давно выбрали себе в кумиры блогера Евгения Баженова, ведущего перманентный крестовый поход против продюсеров, бессовестно запускающих руку в государственную казну.
По данным отчета Фонда кино, совокупный бокс-офис в первом полугодии 2018 года снизился на 7,3 процента относительно показателя 2017 года за аналогичный период: с 29,5 миллиарда рублей до 27,4 миллиарда рублей. При этом совокупные кассовые сборы российских фильмов в первом полугодии на 57% превысили показатели аналогичного периода прошлого года. Отсюда очевидно, какими методами обеспечивается пресловутое «движение российского кино вверх».
На рынке считают, что переориентация политики Фонда кино в конечном итоге приведет к тому, что при сокращении рынка кинотеатры не смогут собирать даже на отечественных релизах. Грубо говоря, сейчас решения о субсидиях принимают в первую очередь участники профессионального сообщества, мыслящие категориями бизнеса. Чиновники Министерства культуры будут руководствоваться совсем другими критериями. Все-таки, одно дело — «Тренер», другое — «Танки».
Член экспертного совета фонда Андрей Першин, известный как Жора Крыжовников, узнал о поправках от «Шторма», и настроен скептически: он находит наиболее правильным применить «золотое правило сисадмина» и не чинить то, что прекрасно работает. «Деятельность Фонда кино экономически эффективна. Доля растет. Вал сборов растет. Это означает, что выбранная стратегия поддержки российского кино работает. Было бы рискованно следовать идеологической составляющей, и, руководствуясь этими соображениями, разрушить экономический механизм. Мне кажется, что можно корректировать, но прямо вмешиваться в работу фонда не стоит на этом этапе, когда очевидно, что все развивается, и зритель идет в кино».
Першин напомнил, что министерство и само выделяет часть средств на поддержку кинематографистов, в частности дебютантов. «К большому сожалению, то, что поддерживает Минкульт, остается, гм, в тени, очень часто эти проекты вовсе не доходят до экранов. В отличие от фильмов, поддержанных фондом. Я бы полномочия министерства здесь не расширял, а, наоборот, сузил», — сказал Першин.
Президент Гильдии кинокритиков Кирилл Разлогов в свою очередь напомнил, что Фонд кино, дистанцированный от Минкульта, создавался по инициативе Минэкономразвития. Изначально именно это ведомство планировало поддерживать фонд по своей линии. «Моя теоретическая позиция в том, что чем больше разных дверей, в которые могут постучаться кинематографисты, чтобы получить деньги, тем лучше, потому что у разных «дверей» дежурят разные люди с разными приоритетами», — сказал «Шторму» Разлогов.
Он сомневается, что продюсеры и кинематографическая общественность вообще смогут повлиять на решение и откатить ситуацию назад. «Позиция министерства отвечает интересам министерства и госуправления — возможно, в большей мере, нежели интересам искусства, развития и так далее. Эта позиция сильна, противодействовать ей довольно сложно. Кинематографическая общественность, которая получает деньги от министерства, а при заявленной унификации будет получать их только от министерства, противодействовать ей не сможет и не будет ни в какой форме», — сказал «Шторму» Разлогов.
Впрочем, кое-кто из опрошенных «Штормом» отраслевиков не видит большой беды в том, что окон финансовой помощи станет не два, а одно: «Думать надо не о том, какой орган будет распределять восемь миллиардов, отпущенных на кино, а о том, где взять еще 700 миллиардов, которые нашему кино впору».