Российский кинопрокат в тяжелой ситуации. Значительно снизилась выручка кинотеатров, даже сборы голливудских фильмов упали на четверть. Такое снижение отмечается впервые за всю историю российского кинопроката (с 29,84 миллиарда до 27,41 миллиарда; только зарубежные фильмы — с 23 миллиардов до 17,13 миллиарда).
Отраслевые игроки, с которыми «Шторм» говорил на условиях анонимности, находят эту ситуацию тревожной и опасаются, что скоро люди вообще перестанут ходить в кино. Если тренд сохранится, всем придется туго. «Кинотеатров у нас и так немного. Если они начнут закрываться из-за потери аудитории, они больше не откроются — если в 90-е вернуть аудиторию получилось ценой невероятных усилий, современную молодежь в случае сокращения предложения в кино уже будет не затащить», — полагает наш собеседник.
В минувшем июле российские показчики сумели привлечь всего 3,4 миллиарда рублей выручки. Это худший показатель для этого месяца за семь лет, а по сравнению с июнем 2017 года падение составило 21%. Тогда кинотеатры собрали 4,65 миллиарда рублей.
«Покупательская способность нашего населения упала, российское кино стоит теперь даже летом с пустыми залами, неплохие копии свежего Голливуда появляются в Сети уже очень быстро, реклама зарубежных фильмов стала очень слабой», — перечисляет отраслевой эксперт Сергей Лавров причины падения популярности кинодосуга.
Кто-то скажет, что карты смешал футбол. Неожиданный успех российской сборной обеспечил рекордные телерейтинги трансляций.
Матч между сборными России и Саудовской Аравии (5:0) посмотрели на Первом более 9,7 миллиона россиян — более 14% от всего населения. Трансляцию телеканала «Россия» посмотрели 18.6% населения России, это 58% от всех, у кого в это время дома был включен телевизор.
Уик-энд, в который нога Акинфеева отразила исторический испанский пенальти, стал худшим по кинотеатральным сборам в 2018 году. Данные по матчу Россия — Хорватия еще не обнародованы, хотя нет сомнений, что они покажут еще больший зрительский интерес. Согласно опросу ВЦИОМ, проведенному за три дня до славянского четвертьфинала, за ходом матча по телевизору намеревалось следить 68% россиян.
Если взглянуть на график ЕАИС, посещаемость и сборы кинотеатров в июне и начале июля были обратно пропорциональны кредиту доверия сборной России. Чем ближе к финалу чемпионата и чем дальше по сетке проходила национальная команда, тем ниже оказывались показатели кинотеатров. «Смазал ли футбол общую картину хотя бы по мелочи, говорить однозначно нельзя, — сказал «Шторму» отраслевик. — Наши исследования проводятся без участия контрольных групп, да и потом, если футбол в субботу, почему не сходить в кино в воскресенье?»
Слова эксперта подтверждаются и перекосом в распределении зрителей кинотеатров: обычно в субботу людей в кино больше, чем в воскресенье, — 7 и 8 июля вышло наоборот. Получается, все-таки не футбол помешал кинотеатрам собрать хоть сколько-то вменяемые деньги. Россия и сыграла-то всего пять матчей, два из них — посреди рабочей недели.
Все дело в том, что в июне в кинотеатрах шли довольно слабенькие фильмы, полагает эксперт Владимир Лапин. «В 2017 году в июне вышли очередные «Трансформеры» и «Иллюзия обмана 2», в 2018-м таких картин просто не было, и ничего в этом страшного, потому что они выйдут в июле: в прошлом месяце я в кино сходил два раза, а за первую неделю этого — уже пять, притом за свои деньги».
Многие отмечают, что Голливуд в последнее время тоже редко радует прокатчиков. Крепкие блокбастеры все чаще с позором проваливаются в отечественном прокате. При этом на своем домашнем американском рынке они бьют все рекорды.
Движение российского кино вверх имени министра Мединского проблему не решает. Во-первых, успехом отмечены лишь три картины на внезапно модную спортивную тему — «Лед», «Движение вверх» и «Тренер», которым они обязаны «рубильнику» ВГТРК и Первого канала. Во-вторых, узок круг этих бенефициаров, страшно далеки они от того, чтобы только их называть «российское кино». «Черновик» «Танки», «Рубеж», «Довлатов», «Садко» тоже не монгольское, а по сборам не скажешь. В целом на российское кино по-прежнему ходят плохо. В-третьих, командно-административный успех росийских спортивных картин не слишком улучшил жизнь кинотеатрам.
В отрасли принято считать, что посещение кинотеатров — это как героиновая наркомания: люди либо ходят, либо нет. Кинотеатральный бизнес — вещь на тоненького. Он не был особенно прибыльным и до 2018 года. Теперь все чаще речь идет о банальном выживании.
Премьеры оставшегося лета выглядят довольно слабо. В июле выходят четыре картины, которые можно считать триггерами сборов: большая анимация «Монстры на каникулах 3: Море зовет», очередная часть боевика «Миссия невыполнима» с Томом Крузом, «Небоскреб» с Дуэйном Скалой Джонсоном (почти что народным артистом России, судя по тому, как обычно у нас работают фильмы с этим актером), а также марвеловский комикс «Человек-муравей и оса». Последний фильм уже в прокате, и пока не тянет на локомотив индустрии. Кинотеатры жалуются, что никто не хочет его смотреть.