Блогер и юрист Денис Карагодин опубликовал в Сети анкетные данные на сотрудника НКВД Алексея Митюшова, которого он считает ответственным за гибель в 1938 году прадеда, Стапана Карагодина. Сын энкавэдэшника Сергей Митюшов добился от полиции проведения проверки опубликованных материалов на предмет дискредитации своего родственника. Адвокаты в беседе с Daily Storm предупредили Карагодина о высоком риске возбуждения против него уголовного дела о клевете.
На своем сайте Карагодин называет Митюшова-отца убийцей, и именно такая эмоциональная, не подкрепленная решением суда оценка является веской причиной для возбуждения дела, заметил адвокат, бывший судья Московского гарнизонного суда Олег Цуканов.
«Проблема заключается в том, что несмотря на осуждение обществом участников массовых репрессий, сотрудники НКВД, которые ставили свои подписи под актами процессуального характера, связанными в том числе и с «ликвидацией врагов народа», выполняли свою служебную обязанность. На тот момент Митюшов-отец не имел возможности совершить иное действие», — рассказал Цуканов
«Таким образом, моральные осуждения участия в такого рода мероприятиях [вынесениях обвинительных приговоров и расстрелах] и квалификации таких действий как убийство, то есть обвинение в совершении тяжкого преступления, не имеет ничего общего с выражением своего мнения. Это, безусловно, намеренно утрированное суждение. Это законом не разрешено. Признаки клеветы в действиях Карагодина усматриваются», — подчеркнул бывший судья.
Сложности подобного рода заключаются в разных правовых системах, действовавших на отдельных отрезках истории. Правоохранителям трудно однозначно идентифицировать состав преступления. Вместе с тем у Митюшова-сына есть все шансы добиться возбуждения дела, считает адвокат Игорь Симонов.
«Дела о клевете возбуждать очень сложно. Правоохранители не любят эту [о клевете] статью в силу того, что некоторые вещи очень сложно доказать. Клевета — это распространение заведомо ложных сведений. Нужно понимать, ложные это сведения или нет. Если эти документы были в открытом доступе и они достоверны, то никакого состава [преступления] тут не будет. Другое дело, что Карагодин мог преподнести их соответствующим образом или как-то исказить», — объяснил Симонов
Адвокат добавил, что сами по себе обвинения в совершении убийства являются серьезными правонарушениями, которые могут заинтересовать правоохранителей. С другой стороны, Карагодин имеет право на свободу слова и публикацию открытых материалов, отметил Симонов.
В правозащитной организации «Мемориал»** убеждены в законности действий Карагодина. Ее представители считают, что блогер не нарушил никаких законов и пытается восстановить историческую правду. В беседе с Daily Storm глава «Мемориала» Елена Жемкова сказала, что не считает опубликованные Карагодиным материалы обвинением.
«Информация, которая публикуется без нарушения закона «О реабилитации», должна быть абсолютно доступна всем. Я считаю, что дети не отвечают за свои отцов, и вины их в том, что сделали их отцы, нет. Но у всех нас есть ответственность за наши собственные действия, которые в частности заключаются в том, что мы правды не скрываем», — сказала в беседе с Daily Storm Жемкова.
«Насколько я знаю, все опубликованные им материалы добыты законно, и он их не подтасовывает и не искажает», — добавила Жемкова.
3 марта Денис Карагодин на своем сайте написал, что «сын сотрудника Новосибирского НКВД подал заявление в полицию» на блогера. Митюшов-младший обвинил Карагодина в дискредитации имени своего отца, Алексея Митюшова. Карагодин на портале отметил, что все документы им добыты легально в архивах ФСБ.
**«Мемориал» признан Минюстом России иностранным агентом