Член комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Сергей Вострецов от «Единой России» 4 февраля предложил, чтобы торговые сети бесплатно раздавали продукты накануне истечения их срока годности. «Ашан» поддержал инициативу депутата. В беседе с Daily Storm директор по внешним корпоративным связям компании Мария Курносова призвала обсудить в рабочей группе с представителями власти и бизнес-сообщества вопрос раздачи еды нуждающимся. В компаниях X5 Retail Group и «ВкусВилле» сообщили, что на товары, у которых истекает срок годности, у них предусмотрены скидки.
В «Ашане» рассказали, что за сутки до истечения срока годности продукты списывают, у компании нет централизованной программы со скидками на товары с истекающим сроком годности.
«Мы понимаем, что есть проблема того, что большое количество продуктов выбрасывается, — мы готовы эти вещи обсуждать. Нужно обсудить это в рабочей группе на государственном уровне с бизнес-сообществом, чтобы понять, как это [раздачу продуктов] реализовать», — сказала Daily Storm Курносова.
Сейчас, по ее словам, есть два главных вопроса в реализации такой инициативы розничными сетями. Первый — как идентифицировать людей, которые нуждаются в бесплатных продуктах, второй — как доставить им еду, чтобы она не испортилась. «Пример — мы снимаем с реализации йогурт за сутки до окончания его срока годности. Проблема в том, как оформить этот йогурт и передать малоимущему человеку. Кроме того, нам нужно обеспечить эту передачу в определенном температурном режиме», — пояснила специалист.
Егор Гольдин, менеджер по коммуникациям благотворительного Фонда продовольствия «Русь» рассказал, с какими трудностями сталкиваются компании, которые хотят раздавать товары нуждающимся. «Самая большая сложность — это налоговое законодательство, согласно которому отдать продукт на утилизацию ретейлерам и производителям дешевле, чем [оформить передачу товаров] на благотворительность, налог на утилизацию [товаров] — меньше», — сообщил он Daily Storm.
В фонде уточнили, что у них действует программа продуктовой благотворительности. В ее рамках в московских и подмосковных супермаркетах размещают корзины, в которых покупатели могут оставить купленные товары для нуждающихся. На постоянной основе такие корзины размещены в сети «Дикси». Кроме того, по словам Гольдина, три-четыре раза в год организация проводит благотворительные марафоны в Москве и других российских городах. Во время такого марафона в магазине на один день устанавливают подобные корзины.
В компаниях X5 Retail Group и «ВкусВилле» в беседе с Daily Storm в ответ на предложение депутата раздавать еду с истекающим сроком годности сообщили о скидках на такую продукцию. «В торговой сети «Пятерочка» уже несколько лет действует система скидок на продукцию, срок годности которой подходит к концу. Такие товары получают специальную маркировку, их стоимость в среднем снижается примерно на 20%, но по отдельным наименованиям — на 40%», — рассказали в X5 Retail Group. Daily Storm отправил запросы в пресс-службы Metro Cash and Carry, «Магнит», «Лента» и «Дикси» с просьбой прокомментировать предложение о раздаче еды с истекающим сроком годности.
Депутат Сергей Вострецов 4 февраля в разговоре с агентством городских новостей «Москва» призвал брать пример с других стран и раздавать бесплатно еду, до конца срока годности которой остаются сутки. Он считает, что реализация такой инициативы будет полезна и для самих торговых сетей: «это серьезная социальная реклама».