Летчик-космонавт, Герой России Андрей Борисенко, участник 50-й длительной экспедиции на МКС, вернувшийся на землю на пилотируемом космическом корабле «Союз МС-02» 10 апреля, рассказал «Шторму» подробности разгерметизации посадочной капсулы. Бортинженер «Союза» подтвердил, что случай, о котором сообщил астронавт Томас Стаффорд, имел место, но российско-американскому экипажу «страшно не было».
«Никакой угрозы для жизни и здоровья экипажа не было. Экипаж на этапе выведения в космос, при некоторых операциях на орбите, и, главное, на спуске, находится в тех самых красивых белых скафандрах, которые мы все хорошо знаем. Это часть комплекса сверхспасения космонавтов», — сказал «Шторму» Борисенко. По его словам, инструкции предусматривают действия для сохранения жизни и здоровья людей на любом этапе полета.
Весь комплекс сверхспасения в тот момент привели в штатный режим. При этом, как отметил Борисенко, даже если бы космонавты схалтурили, угроза их жизни отсутствовала из-за относительно небольшой высоты. «Нештатная ситуация произошла в нижнем участке полета и даже если бы конструкция корабля не предусматривала использование скафандров, экипажу корабля ничего не угрожало», — пояснил космонавт. Максимум что почувствовали бы космонавты без скафандров — это ощущение от пониженного давления, сравнимое с ощущениями парашютистов.
Борисенко пояснил, что половину рабочего времени космонавтов занимают тренировки «для парирования различных внештатных ситуаций на корабле и на станции», в том числе и при разгерметизации. «Так действия экипажа доводятся до автоматизма, бояться некогда, работаешь по инструкции», — добавил он. О причинах Борисенко решил не распространяться, пояснив, что не видит «смысла углубляться в технические подробности», чтобы «люди не пугались того, чего пугаться не нужно».
«Союз МС-02» с тремя космонавтами подвергся разгерметизации при возвращении на Землю 10 апреля. На заседании Консультативного комитета NASA по Международной космической станции об инциденте рассказал известный астронавт Томас Стаффорд. После этого издание Spacenews подвергло сомнению надежность российских космических кораблей.
«Скоба ударила в сварной шов и в результате произошла разгерметизация, из-за чего воздух вырвался из капсулы», — приводит издание слова Стаффорда. Он, как и Борисенко, подчеркнул — угрозы для жизни космонавтов не было. По инструкции, экипаж был в скафандрах. Надевать их при спуске начали после трагической гибели экипажа корабля «Союз-11» из-за разгерметизации в 1971 году. Инцидент в апреле произошел на высоте восьми километров, но уже на пяти автоматически открывается клапан для попадания воздуха в посадочную капсулу.
Стаффорд рассказал, что инцидент произошел в ходе апрельского возвращения экипажа МКС. После шести месяцев, проведенных на орбите, «благополучно вернулись на Землю» космонавты Роскосмоса Сергей Рыжиков и Андрей Борисенко и астронавт NASA Роберт Шейн Кимброу. «Все операции по спуску с орбиты и приземлению прошли штатно. Самочувствие вернувшихся на Землю членов экипажа хорошее», — говорилось в сообщении «Роскосмоса».
Стаффорд также пояснил, что тема разгерметизации во время апрельского спуска обсуждалась американцами с российскими коллегами в июне. Представители России на заседании комитета предположили, что причиной инцидента мог стать способ укладки парашюта и угол ориентации корабля во время спуска. По словам американского астронавта, записей о подобном событии во время предыдущих высадок «Союзов» не было. «Проделана работа по исследованию аномалии, и были предприняты шаги по предотвращению подобной ситуации в будущем», — сказал американский астронавт.
«Роскосмос» от комментариев отказался. В пресс-службе заявили, что не комментируют статьи «американских изданий» и предложили прислать официальный запрос.
Позднее, в 15:17 мск «Роскосмос» ответил на официальный запрос «Шторма». В пресс-службе подтвердили апрельский инцидент. Также подчеркнули, что нештатная ситуация «никак не отразилась на здоровье экипажа» и «имеет случайный маловероятный характер».
«Эта ситуация была впоследствии отработана совместно с NASA. После этого были проведены и пуски, и успешные посадки спускаемых аппаратов», – заявил «Шторму» генеральный директор «Роскосмоса» Игорь Комаров.