Представитель Народной милиции ДНР Эдуард Басурин 11 апреля предложил обратиться к химическим войскам при штурме подземных укреплений «Азовстали» в Мариуполе, чтобы «выкурить» оттуда украинских военных. Ветеран «Альфы» Виталий Демидкин считает, что использование слезоточивого газа при штурме поможет уменьшить возможные потери среди российских военных, а также со стороны Украины.
«Если [использовать] что-то наподобие слезоточивых газов, то, наверное, можно. Это приведет к тому, что потерь с нашей стороны будет, возможно, меньше. И второй момент: те ребята, которые находятся там, просто выскочат и все — то есть они не умрут от воздействия этого газа», — объяснил Daily Storm член совета Международной ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа», полковник, участник штурма «Норд-Оста» Виталий Демидкин.
Использовать средства нелетального действия наподобие усыпляющего газа, который, по сообщениям СМИ, применяли при освобождении от террористов театрального центра на Дубровке в октябре 2002 года, по словам Демидкина, очень опасно.
«Потому что порой на вид здоровый взрослый мужчина, а ему достаточно сделать несколько вдохов и может быть летальный исход. И второй момент: если там заложники, хотя сказали, что якобы заложников нет, но вдруг они все-таки затащили с собой детей, женщин, которые сейчас находятся в изможденном состоянии, — там уже могут быть просто летальные исходы от такого газа», — предположил эксперт.
Представитель Народной милиции ДНР Эдуард Басурин накануне сообщил, что на предприятии «Азовсталь» в Мариуполе могут находиться до трех-четырех тысяч человек. По его словам, украинские военные постоянно пытаются прорвать окружение, но «попытки неудачные».
Официальный представитель Минобороны России генерал-майор Игорь Конашенков 12 апреля заявил, что до 100 украинских военных попытались вырваться из окружения в Мариуполе, но российская армия ударами авиации и артиллерии пресекла эту попытку. До 50 военных Украины погибли, еще 42 сдались в плен, сказал Конашенков.
4 апреля в Минобороны РФ предложили украинским военным, батальонам территориальной обороны и иностранным наемникам покинуть Мариуполь, если те сложат оружие. Но позднее в российском ведомстве заявили, что Киев отказался от этого предложения.