Принятый правительством РФ перечень объектов, строительство которых в Байкальской природной территории (БПТ) не требует экологической экспертизы, в целом полезен, но лишен логики в деталях, заявил депутат Госдумы Михаил Щапов. По его словам, в список не попали некоторые сооружения, которые никак не влияют на экологию Байкала, включая некоторые больницы и спортивные здания. Законодатель пообещал заняться доработкой законопроекта и его исполнением в Иркутской области.
«Утвержденный на днях перечень — важный подзаконный акт, без которого принятый закон оставался нерабочим. И то, что он наконец принят с учетом большинства наших предложений — это большой прогресс. Хотя министерство опоздало с ним почти на три месяца. <...> Ряд решений не имеют под собой природоохранной логики», — заявил Щапов.
Депутат пояснил, что одобряет расширение списка и включение в него образовательных учреждений и больниц. «Но вместе с тем, в проект по непонятной причине не попали ФОКи — физкультурно-оздоровительные комплексы. Только спортивные площадки. Это означает, что пристройка спортзала к сельской школе на БПТ потребует экологической экспертизы. Мне не очень понятно, чем это решение продиктовано», — добавил он.
По словам Щапова, в итоговом варианте документа не учтены некоторые условия, на которых настаивали законодатели. Он уточнил, что не согласен с требованиями для исключения объектов из экоэкспертизы — например, финансированием строительства из бюджета и обязательным подключением к централизованной системе водоснабжения.
«Большинство поселений на той территории не имеет канализации как таковой. А привязка соцобъектов к источникам финансирования вообще не имеет никакого отношения к охране природы и экологии», — сказал он. Подобные недочеты означают, что некоторые строения нормально возвести на БПТ невозможно, например, негосударственную клинику, добавил депутат.
«В целом те опасения, которые мы озвучивали ранее, оправдались. Подзаконный акт, при всех его достоинствах, оказался выхолощен в важных моментах. Ряд решений не имеют под собой природоохранной логики. Тем не менее, перечень принят, закон заработал. Исполнение перечня, как и его дальнейшую доработку, я беру под свой контроль», — заключил законодатель.
Строительство в БПТ без одобрения государственной экоэкспертизы запрещено с 2014 года федеральным законом. В конце 2019 года была принята инициатива, которая отменяла это требование для социальных объектов в буферной зоне и зоне атмосферного влияния БПТ. Понятие «социальных объектов» было расшифровано только в подзаконном акте, принятом 19 августа 2020 года.