Союз российских пивоваров 12 июля обратился к президенту РФ Владимиру Путину с просьбой не вводить обязательную маркировку пива. Представители отрасли указали, что введение маркировки парализует предприятия: выпуск пива упадет на 20-30%, его стоимость вырастет на 10%. В свою очередь Центр развития перспективных технологий, оператор системы маркировки «Честный знак», отверг проблемы в отрасли. Глава комитета Госдумы по промышленности и торговле Владимир Гутенев в беседе с Daily Storm также поддержал маркировку.
«Я считаю, что в принципе введение маркировки и реализация этой программы, разработанные Минпромторгом, защитило наших граждан от контрафакта, увеличило собираемость налогов, в целом это очень положительная история. Мы считаем, что маркировку, которая уже осуществляется (это огромный ассортимент товаров, от меховых шуб, с которых все началось, и до фармпрепаратов), необходимо сохранять», — сказал депутат.
Он напомнил, что Путин 1 апреля подписал закон, который дал право Минпромторгу регулировать маркировку: «То есть к президенту обращаться пивоварам, на мой взгляд, нет никакой необходимости, потому что эти полномочия есть у правительства. Если они достаточно мотивированно объяснят, почему они не могут осуществлять маркировку, то правительство вправе принять решение о том, чтобы эту маркировку в текущее время не наносить».
По словам Гутенева, основная цель введения маркировки — обеление рынка. Он указал, что «в ряде случаев» бизнес просил продлить сроки введения маркировки, власти шли навстречу, но честный производитель выступает за нанесение знака на свою продукцию. Это позволяет ему конкурировать с теми, кто пытается с помощью ухода от налогов снизить сдержки, пояснил депутат.
Зампред комитета Госдумы по экономической политике, ответственный секретарь бюро высшего совета «Единой России» Денис Кравченко в беседе с Daily Storm также высказался в пользу маркировки. По его словам, издержки растут меньшими темпами, чем о них заявляют производители: «Насколько мне известно — и это подтверждено в том числе исследованиями НИУ ВШЭ и НИФИ (научно-исследовательского финансового института. — Примеч. Daily Storm) Минфина, — маркировка не оказывает значительного влияния на рост себестоимости, о котором традиционно заявляют отрасли перед ее введением. Как правило, рост себестоимости по итогу составляет не более 1%. После введения маркировки наблюдается интересная экономическая тенденция: цены на маркируемую продукцию растут медленнее».
Кравченко также заявил, что за счет маркировки на рынке снижается число нелегальных товаров и, соответственно, увеличивается доля честных производителей. По его словам, главная цель маркировки — здоровье граждан: «Что же касается пива, то, конечно, необходимо усиливать контроль над этой категорией товаров. Я уже неоднократно говорил, что в XXI веке вообще недопустимы ситуации, когда граждане могут столкнуться с некачественной продукцией — тем более потребляемой внутрь. Наш основной капитал и приоритет — безопасность и здоровье населения».
С обращением к Путину выступили не только пивовары, но и «Общественная потребительская инициатива» (ОПИ). Организация призвала главу государства «максимально критически относиться к любым возражениям бизнеса», который, по мнению ОПИ, «ради снижения издержек и увеличения прибыли уже длительное время безостановочно приносит в жертву здоровье российских граждан». Общественники призвали Путина ввести обязательную маркировку пива уже в этом году, а не в 2023-м, как планируют власти.
Эксперимент по маркировке проходит в России с 1 апреля 2021 года и должен завершиться 31 августа 2022-го. В эксперименте участвуют 267 предприятий.