С 24 мая российские школьники начнут сдавать выпускные экзамены — с этого дня у девятиклассников начинается Основной государственный экзамен (ОГЭ), а с 31 мая — Единый госэкзамен (ЕГЭ) у одиннадцатиклассников. Экзамены могут вызвать у школьников большую тревогу и стресс, особенно на фоне трагических новостей о «колумбайне» в Казани. Уполномоченный по правам ребенка в Татарстане Ирина Волынец дала советы родителям, как помочь детям подготовиться и снизить стрессовую нагрузку.
Волынец советует меньше давить на школьников, не запугивать и не подавлять их. «Очень часто родители в погоне за оценками, тем более сейчас, когда на носу ОГЭ и ЕГЭ, требуют от детей почти невозможного. Надо понять, что даже пятерки теряют всякий смысл, если ребенок несчастен, если ему приходится жить в состоянии страха, постоянных претензий, одергиваний со стороны родителей», — подчеркнула она в беседе с Daily Storm.
Детский омбудсмен призвала сделать все возможное, чтобы максимально оградить детей от соцсетей и интернета, но не с помощью запретов, а предлагая альтернативные виды досуга. «Если отнять гаджет у ребенка, у которого уже есть зависимость, то это тоже может привести к каким-то печальным последствиям, — отмечает она. — Нужно не просто отнять, запретить и надавить, а дать что-то взамен — проводить больше времени на свежем воздухе, гулять с ребенком, разговаривать о том, что ему интересно, ходить на выставки, разговаривать с ним и проявлять живой интерес к нему и его жизни».
Волынец привела пример, что в детских лагерях, как правило, разрешают пользоваться телефонами не более часа в день. Обычно там бывает очень насыщенная программа мероприятий, поэтому у детей нет времени сидеть в гаджетах. «Понятно, что родители могут возразить, что они не имеют возможности занимать ребенка как массовики-затейники. Но мы иногда не делаем даже то, что можем, ссылаясь на занятость, говорим, что нам не до детей», — посетовала она. Омбудсмен добавила, что в организации досуга детей могли бы помочь их бабушки и дедушки.
20 мая стало известно, что покончил с собой ученик 11-го класса казанской гимназии №20. Мальчик был тихий и спокойный, хорошо учился и почти ни с кем не общался. Даже в беседах с мамой и родным братом он ограничивался ответами «да» и «нет», рассказала директор школы. Журналист телеканала «Татарстан 24» спросил у директора, допускает ли она, что стрельба в казанской гимназии №175 11 мая могла повлиять на состояние подростка. «Я, конечно, не могу [сказать точно], но на самом деле с неустойчивой психикой у детей это, может быть, и послужило бы. Но, опять-таки, я обвиняю все компьютерные игры и чересчур увлечение компьютерами и интернетом», — ответила она. Директор гимназии призвала следить за школьниками и их интересами, «выворачивать души детей и выводить их на беседу».
Ирина Волынец рассказала Daily Storm, что ситуация с выяснением причин самоубийства подростка в казанской школе №20 находится на контроле аппарата уполномоченного по правам ребенка. Омбудсмен выразила соболезнования семье и близким школьника.
«Хочется призвать всех быть более внимательными, чуткими к детям, потому что ребенок, решившийся на такой страшный шаг, находится в сложном психологическом состоянии, переживает какую-то свою трагедию. Даже взрослые не всегда могут справиться со своими переживаниями, но дети особенно беззащитны и, конечно, нужен за детьми глаз да глаз. Особенно сейчас, когда такая напряженная атмосфера», — обратилась Волынец к родителям.
11 мая в казанскую гимназию №175 ворвался 19-летний Ильназ Галявиев, вооруженный дробовиком. В результате атаки погибли девять человек. За несколько дней до трагедии Галявиев завел Telegram-канал, в постах называл себя богом и заявлял, что всех ненавидит. На допросе он отрекся от своих родителей.
В ходе обыска в квартире Галявиева были найдены боеприпасы и элементы для создания самодельной бомбы. Также силовики обнаружили Коран и видеозаписи, содержание которых не разглашается. 12 мая суд арестовал Галявиева на два месяца. Он признал вину в преступлении. Ранее Следственный Комитет сообщал, что у стрелка выявили заболевание головного мозга.