Президент США Дональд Трамп подписал указ о введении новых санкций против Венесуэлы. Ранее в Вашингтоне заявили, что не признают результаты выборов президента, состоявшихся в латиноамериканской стране 20 мая, на которых победу одержал действующий глава государства Николас Мадуро. Эксперты-американисты заявили, что новые санкции вряд ли заставят руководство Венесуэлы пойти на уступки США, и Вашингтон может пойти ва-банк, начав военную операцию против Венесуэлы, если решение об уходе Мадуро «не созреет внутри страны».
Новые санкции запрещают гражданам США и американским юридическим лицам совершать операции с суверенным долгом Венесуэлы. Как заявил Дональд Трамп, США «призывают режим Мадуро восстановить демократию, провести свободные и справедливые выборы, незамедлительно и безоговорочно освободить всех политических заключенных, а также прекратить репрессии и экономические лишения венесуэльцев».
Директор программы «Экономическая политика» Московского центра Карнеги Андрей Мовчан выразил мнение, что американские ограничительные меры — «это способ давления на правительство, которое не получит возможности занять денег для того, чтобы продолжать свою популистскую политику».
По его словам, эти санкции вряд ли отразятся на нефтяной отрасли Венесуэлы, так как «там все очень плохо»: сильное недофинансирование, большая потеря добычи за последние годы. «Финансирование нефтяной отрасли через госдолг уже невозможно в любом случае, даже если бы санкций не было. Оно возможно только прямыми вложениями, которые в ближайшее время вряд ли будут доступны», — отметил Мовчан.
Комментируя экономические ограничения США, эксперт Центра изучения кризисного общества Татьяна Русакова заявила, что «хуже в Венесуэле уже точно не будет». Она считает, что выборы не привели к каким-то существенным изменениям в стране, и Венесуэлу ждет усугубляющаяся международная изоляция и массовая миграция людей, у которых есть возможность уехать.
По ее мнению, «санкциями США пытаются вынудить режим Мадуро одуматься и уйти, но, учитывая, что страна долго живет в осадном положении, экономическими методами заставить Мадуро уйти невозможно». Татьяна Русакова добавила, что, «возможно, в будущем США придут к силовому сценарию, если решение не созреет внутри страны».
Что касается революционной смены власти, эксперт считает, что это маловероятно. «Оппозиция в Венесуэле разобщена и не имеет консолидированной позиции, поэтому вряд ли сможет организовать какой-либо переворот», — заявила Русакова, добавив, что «люди устали и от действующего режима, и от оппозиции, которая не может предложить никакого радикального решения и улучшения уровня жизни».
По ее мнению, уличные протесты также не сработают. Примером могут служить протесты 2017 года, когда беспорядки ничего, кроме жертв, не принесли. Военный переворот, по словам Татьяны Русаковой, невозможен, так как «военнослужащие являются основными бенефициарами режима Мадуро и занимают государственные посты, получая выгоды от действующей власти».
Эксперт полагает, что самый вероятный сценарий дальнейшего развития событий в Венесуэле — это «вялотекущие протесты и дальнейшее «закручивание гаек», а также более сильная милитаризация общества». Русакова подчеркнула, что Николас Мадуро широко использует вооруженные формирования «коллективос», которые действуют параллельно с армейскими структурами. Они осуществляют репрессивную функцию, подавляя протесты, когда оппозиция выходит на улицы.
Действующий президент Венесуэлы Николас Мадуро одержал победу на прошедших 20 мая в стране досрочных выборах главы государства. За него проголосовали 68% избирателей. Результаты выборов отказалась признать венесуэльская оппозиция, США, а также еще несколько стран.