Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган после обсуждения с российским коллегой Владимиром Путиным ситуации в Идлибе заявил, что разрешение кризиса возможно при полном соблюдении сочинских договоренностей по Сирии. Он также указал на необходимость сдерживания режима президента Сирии Башара Асада в Идлибе. При этом Путин выразил серьезную обеспокоенность агрессивными действиями экстремистов в Идлибе.
«Урегулирование ситуации в Идлибе осуществимо через полную имплементацию сочинского меморандума. Эрдоган заявил о необходимости сдерживания сирийского режима в Идлибе и предотвращении там гуманитарного кризиса», — указывается в сообщении администрации турецкого лидера.
Уточняется, что в ходе телефонной беседы Эрдоган и Путин «выразили приверженность достигнутым ранее договоренностям [по Сирии] и также обсудили ситуацию в Ливии».
На официальном сайте пресс-службы Кремля отмечается, что в разговоре Путина с Эрдоганом «акцентирована необходимость безусловного уважения суверенитета и территориальной целостности Сирийской Арабской Республики».
«В центре внимания вновь была ситуация, сложившаяся в Идлибской зоне деэскалации. Владимир Путин выразил серьезную обеспокоенность продолжающимися агрессивными действиями экстремистских группировок, — указывается в сообщении. — Президенты России и Турции условились об активизации двусторонних межведомственных консультаций по Идлибу, нацеленных на снижение напряженности, обеспечение прекращения огня и нейтрализацию террористической угрозы».
Кроме того, Эрдоган 21 февраля провел переговоры с президентом Франции Эммануэлем Макроном и немецким канцлером Ангелой Меркель по поводу обострения ситуации в Сирии. Все стороны подчеркнули, что «кризис требует политического решения», а также «сочли необходимым в кратчайшие сроки, в четырехстороннем формате встретиться с Путиным».
«Макрон, Меркель и Эрдоган обсудили ситуацию в Сирии, в частности Идлиб, и недавние события в Ливии. Что касается Идлиба, то они выразили общую озабоченность в связи с катастрофической гуманитарной ситуацией, в которой находится гражданское население, и опасностью эскалации», — пояснили в администрации президента Турции.
Ранее Эрдоган заявил, что «происходящие сейчас в Идлибе события можно назвать войной». При этом глава Минобороны Турции Хулуси Акар заявил, что у Анкары нет планов вступать в столкновение с Россией в Идлибе. По его словам, единственной мишенью являются сирийские войска.
Лидеры 27 стран Европейского союза призвали все стороны конфликта немедленно прекратить военные действия в Идлибе и обеспечить доступ гуманитарной помощи ко всем нуждающимся.
20 февраля боевики при поддержке турецких военных начали наступление на позиции Сирийской арабской армии (САА) в районе села Нейраб в Идлибе. Центр по примирению враждующих сторон в Сирии сообщил об ударах Воздушно-космических сил (ВКС) России по прорвавшимся боевикам. При воздушной атаке в Идлибе погибли двое турецких военных и пятеро получили ранения.
Москва впервые официально обвинила Анкару в поддержке боевиков, призвав ее прекратить помогать террористам. Глава МИД РФ Сергей Лавров отметил, что у Турции не получилось выполнить несколько ключевых обязательств для решения проблем вокруг Идлиба. В частности, Анкара не отмежевала вооруженную оппозицию, которая готова к диалогу с правительством в рамках политического процесса, от террористов.
В сентябре 2018 года Россия и Турция подписали сочинский меморандум по стабилизации ситуации в Идлибе. В соответствии с соглашением Анкара создала в Идлибе 12 наблюдательных постов. Часть из них, по утверждению турецкой стороны, подвергалась обстрелам сирийских правительственных сил. Анкара обвинила Дамаск и его союзников в атаках на мирные объекты и позиции турецких военных в Идлибе и потребовала вывести силы из зоны деэскалации. Российские военные заявляли, что армия Сирии отвечала на атаки боевиков.