Федеральная служба безопасности (ФСБ) России предложила дополнить Уголовный кодекс РФ и Кодекс об административных правонарушениях определением о шпионской технике (специальные технические средства, предназначенные для негласного получения информации). Так, шпионскими предлагается считать устройства, предметы и программное обеспечение для «неочевидного, скрытного» получения информации. Об этом говорится в тексте законопроекта о внесении поправок в УК РФ и КоАП РФ.
Согласно проекту ФСБ, к шпионской технике предлагается причислять приборы, системы, устройства, специнструменты и программное обеспечение для электронных устройств «независимо от их внешнего вида, технических характеристик, которым намеренно приданы качества и свойства для обеспечения функции скрытного (тайного, неочевидного) получения информации либо доступа к ней (без ведома ее обладателя)».
В пояснительной записке к проекту закона отмечается, что в настоящее время понятие «специальные технические средства, предназначенные для негласного получения информации» не раскрыто. ФСБ предложила добавить в кодексы определение шпионской техники для предупреждения административных правонарушений, а также преступлений, связанных с оборотом таких средств.
В пояснении также говорится, что определение основано на постановлении Конституционного суда (КС) РФ по делам о незаконном производстве, сбыте или приобретении специальных техсредств, предназначенных для негласного получения информации. Однако в постановлении КС нет прямого указания на то, что программное обеспечение относится к шпионской технике, обратило внимание издание «Медиазона».
Для телефонов с системой Android есть много программ, позволяющих незаметно, одновременно с использованием других функций, снимать видео и записывать аудио, говорил изданию в начале июня адвокат Дмитрий Динзе. Таким образом, неясно, позволит ли определение, предложенное ФСБ, расценивать смартфоны с определенным программным обеспечением как шпионские средства. «Хорошо, что до программного обеспечения еще не добрались», — говорил Динзе ранее.
Кроме того, согласно перечню видов специальных техсредств для негласного получения информации в процессе осуществления оперативно-разыскной деятельности, утвержденному постановлением Правительства РФ от 1 июля 1996 года № 770, к таким средствам относятся в том числе устройства для негласного контроля за перемещением транспортных средств и других объектов.
Сейчас статья УК РФ о незаконном обороте техсредств для негласного получения информации предусматривает наказание в виде штрафа до 200 тысяч рублей или лишения свободы на срок до четырех лет. Статья о нарушении правил производства, хранения, продажи и приобретения таких средств Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает штраф в размере от 2000 до 2500 рублей для граждан. Кроме того, в КоАП предусмотрена конфискация средства негласного получения информации.
В апреле прокуратура извинилась перед курганским фермером Евгением Васильевым, который купил на сайте AliExpress GPS-трекер, чтобы следить за передвижениями теленка, за необоснованное привлечение к уголовной ответственности. 21 марта Следственный комитет России сообщил о закрытии дела в отношении Евгения Васильева.
Фермер купил GPS-трекер «Мини А8» на AliExpress в конце января прошлого года. Правоохранительные органы посчитали, что устройство предназначено для скрытой передачи данных и запрещено к обороту в России «в связи с наличием признаков отнесения к специальным техническим средствам для негласного получения информации». Сотрудники регионального управления ФСБ задержали фермера на почте, куда он пришел за посылкой с китайского сайта.
14 декабря 2017 года на пресс-конференции президенту России Владимиру Путину рассказали о деле против фермера. Президент сказал, что впервые слышит о подобной проблеме, и пообещал с ней разобраться.