Беспилотные летательные аппараты (БПЛА), использовавшиеся для атаки на российские военные объекты в Сирии в ночь на 6 января, запустили из одной точки примерно в одно время, рассказал во время брифинга начальник управления строительства и развития системы применения БПЛА Генштаба Вооруженных сил России генерал-майор Александр Новиков. По его словам, при кажущейся простоте конструкции дронов для их изготовления необходимо «значительное время, специальные знания и практический опыт создания подобных аппаратов».
Используемые для производства БПЛА комплектующие (двигатель, рулевые машинки и аккумуляторные батареи) можно купить в свободной продаже, рассказал Новиков. «Однако сборка и применение их в единой системе представляет собой сложную инженерную задачу, требующую специальной подготовки, знаний в различных наукоемких областях и практического опыта создания подобных аппаратов», — процитировал генерал-майора ТАСС.
Кустарное производство подобных дронов возможно только при наличии схем сборки и необходимых комплектующих, «ранее опробованных в ходе многочисленных испытаний», подчеркнул Новиков. Он считает, что в производстве и разработке беспилотников участвовали специалисты, «прошедшие спецподготовку в странах, производящих и применяющих комплексы с БПЛА».
Новиков рассказал, что на дронах установлены двигатели внутреннего сгорания, применяющиеся для мотокосилок и веломопедов, которые без соответствующей доработки не могут быть установлены на БПЛА. Для использования на дронах средств поражения необходимо специальное программное обеспечение, а для эффективности применения боеприпасов нужны точные координаты целей с учетом многих параметров: высоты, скорости полета и других.
При этом координаты, заложенные в программах управления беспилотниками, по точности превышают общедоступные данные, которые можно получить, например, в интернете.
В основе боеприпасов в беспилотниках было взрывчатое вещество ТЭН (тетранитропентаэритрит), производимое в том числе на Украине, на Шосткинском заводе химических реактивов. ТЭН по мощности превосходит гексоген и не может быть изготовлен в кустарных условиях или извлечен из других боеприпасов, пояснил Александр Новиков. «В настоящее время проводятся специальные исследования с целью установления страны-изготовителя», — добавил он.
«Заслуживают внимания используемые на беспилотниках боеприпасы. Это самодельные взрывные устройства массой около 400 граммов, снаряженные поражающими элементами в виде металлических шариков, с радиусом поражения до 50 метров», — отметил генерал-майор.
Новиков также рассказал, что один из беспилотников был оснащен видеокамерой и предназначался для контроля и корректирования наносимых ударов. По его словам, боевики в Сирии ранее использовали беспилотники в основном для воздушной разведки, зафиксированы «единичные случаи» применения техники в ударных целях.
«В середине 2016 года для ведения воздушной разведки и нанесения ударов начали применяться квадрокоптеры зарубежного производства. При этом следует отметить, что появление дронов новых типов и модификаций у боевиков в Сирии фиксировалось нами буквально через считанные дни после поступления их в свободную продажу в различных странах», — сообщил генерал-майор.
По информации Генштаба, есть реальная угроза применения террористами беспилотников в любой точке мира — необходимо принять меры по ее нейтрализации. В Минобороны заявили, что для нейтрализации террористических атак с помощью БПЛА требуется взаимодействие всех заинтересованных сторон на международном уровне.
По сообщению Минобороны, в ночь на 6 января боевики в Сирии впервые массово использовали беспилотники — к российской авиабазе Хмеймим приближались десять БПЛА, еще три — к пункту материального обеспечения флота в Тартусе. Атаку успешно отразили: семь аппаратов сбили, над шестью удалось получить управление с помощью средств радиоэлектронной борьбы.