Появление в России виртуального некрополя, посвященного эмигрантам, по аналогии с тем, который недавно появился на Украине, является вопросом завтрашнего дня, заявил в беседе с Daily Storm президент Ассоциации крематориев России Алексей Сулоев. Он также отметил, что уже сейчас россияне могут воспользоваться услугами виртуального кладбища, а ритуальные агенты используют несколько приложений, которые позволяют сократить сроки по организации похорон или кремации.
«У нас есть похожие проекты, например, виртуальные кладбища. <...> Наша ментальность, к сожалению, в этом плане очень консервативна, никто у нас не хочет думать о своей смерти, собираются жить вечно. В Германии, например, есть отдельный канал, где рассказывают о похоронах», — сообщил Сулоев, который также является вице-президентом Союза похоронных организаций и крематориев.
«А тема с эмигрантами еще более важная. Вспомните, как в пандемию проводили виртуальные похороны. А ведь людям, которые особенно сейчас не могут посетить могилы своих родственников в других странах, важно знать, что за могилами их близких кто-то ухаживает, например. А тут они оплачивают услугу по уходу за могилой, а им присылают фотографии со сделанной работой. У нас уже есть несколько приложений, которые работают в этой сфере. Я вижу перспективу в этом», — добавил он.
Он рассказал, что 20 лет назад благодаря цифровизации удалось узнать о наличии на Ваганьковском кладбище в Москве около 26% бесхозных захоронений. Благодаря этому, добавил Сулоев, удалось снизить цену на участки на этом кладбище, которые до этого продавали по 500 тысяч долларов.
«Цифровизация и информатизация в этой отрасли имеет большую перспективу. Мы сегодня видим, что те компании, которые в это вкладываются, — они уже побеждают», — сказал президент Ассоциации крематориев России.
«Люди видят скандалы с кладбищами, но не с крематориями. Почему? Потому, что крематории все цифровизированы. Там нельзя ничего украсть. В Шанхае, например, директор крематория может увидеть, сколько у него прошло кремаций. Как только вы оцифруете кладбища, вы уже можете эти данные по всему миру распространить. Как в таком случае, к примеру, украсть или потерять место на кладбище? А раньше достаточно было пожара в архиве — и иди, доказывай, что у тебя есть участок», — отметил Сулоев.
Что касается приложений для ритуальной сферы, то здесь нужно ориентироваться не на обычного пользователя, который боится ставить такие программы себе на смартфон, а на юрлицо, подчеркнул Сулоев. По его словам, именно в этом была ошибка компании «Яндекс», которая несколько лет назад неудачно попыталась выйти на этот рынок с сервисом Umer.
«Изначально они не рассчитали ментальность российского потребителя. Они сделали расчет на обычного человека, плохо рассчитали эту тему. А нужно было на юрлицо, на ритуального агента. У нас же человек не планирует умирать, боится такое себе поставить. Они потом вроде продали это приложение. Приложения [в такой сфере], рассчитанные на обычного потребителя, — они неэффективны», — отметил он.
«Но есть, например, приложения для ритуальных агентов [«Честный агент»], где за пять минут он может оплатить и услуги кремации, и зала для прощания, и так далее. Ему не нужно стоять в очереди. Теперь это так же просто, как купить билет на самолет», — добавил Сулоев.
Глава Ассоциации крематориев России посетовал, что цифровизация в ритуальной сфере затягивается в том числе из-за того, что существуют проблемы в сфере контроля и статистики у Минстроя, который курирует это направление.
«Но как они будут это курировать, если раньше они заявляли, что в России около 71 тысячи кладбищ, в то время как в стране, по оценке специалистов, более 600 тысяч кладбищ! Какая цифровизация в этой области может быть?» — задал риторический вопрос Сулоев.
24 ноября министр культуры и информационной политики Украины Александр Ткаченко заявил, что институт национальной памяти в сотрудничестве с Благотворительным фондом «Героика» представили геоинформационную систему «Виртуальный некрополь украинской эмиграции».
На сайте представлены данные о могилах граждан страны, которые уехали за границу и там похоронены. По словам Ткаченко, подобные карты позволяют бесплатно получить нужные данные об умерших не только для государственных органов, но и для обычных пользователей, которые ищут своих близких.
На сайте можно посмотреть расположение могил, кладбищ, получить биографическую справку по тому или иному человеку, сведения о состоянии места захоронения и другие услуги.